История автора одной из главных книг о России второй половины XVII века

WeekendИстория

Скелет перебежчика

Как преуспевающий карьерист второй половины XVII века оказался эмигрантом и автором одной из главных книг о России своего времени

Текст: Иван Давыдов

История дьяка Посольского приказа Григория Карповича Котошихина — в своем роде модельная: успешная карьера, копеечная (буквально) кража, изгнание из обжитой Москвы в места опасные и дикие, предательство, бегство и гибель предателя. Правда, от него еще осталось сочинение о России второй половины XVII века, которое и теперь важный источник для историков. Да и вообще — интересное чтиво.

Интересно было бы вам узнать «о царех, и царицах, и о царевичах, и о царевнах, и о женитбе царской, каким обычаем бывает веселие»? Шведскому канцлеру, главе королевского правительства Магнусу Габриэлю Делагарди было в свое время интересно. А веселие, кстати, происходит так: «И на утре того дни, в которой быть женидбе, бывает царь в первой соборной церкве и молебствует; и по молебствовании патриарх благословляет царя крестом и кропит водою святою, и царь прикладывается к образом и святых к мощем; а потом благославляетца у патриарха о женидбе своей, и патриарх его благословляет словом. И пойдет царь из церкви в другую соборную ж церковь, где погребены прежние цари, и в то время отправит по мертвых пение, и, учиняя у гробов прощение, пойдет к себе».

Такое вот веселие. Никаких тебе, как говорится, вечеринок.

Автор этого познавательного описания и наш сегодняшний герой — дьяк Посольского приказа Григорий Карпович Котошихин. Родился около 1630-го в семье монастырского казначея. Карьеру начинал в Приказе Большого дворца (это что-то вроде министерства двора в империи — царские доходы, царские расходы, царское имущество). Позже был переведен в Посольский приказ.

«Это что-то вроде министерства иностранных дел»,— хочется сказать, и это будет правдой, но все сложнее: приказная система управления отличалась особой логикой, которая нам, возможно, представилась бы хаосом. При Посольском приказе работали собственные иконописцы, включая выдающихся — Карп Золотарев, например, оттуда (его иконостасы можно и теперь увидеть в знаменитой церкви Покрова в Филях, в Большом соборе Донского монастыря, в церкви Покрова в Медведково). И мастера разных иных художеств тоже трудились. И атмосфера царила особая. Дьяки Посольского приказа уже в силу занятий поддавались, как сказали бы теперь, иностранным влияниям. Переводили на досуге рыцарские романы, писали по заимствованной из Польши моде тяжеловесные стихотворные послания. Сборище интеллектуалов, в общем, питательный бульон для потенциальных измен.

Да, вот еще виньетка: именно дьяки Посольского приказа переводили на русский «Артаксерксово действо», первую пьесу, поставленную в России, в Комедийной хоромине царя Алексея Михайловича, и написанную служившими в Москве немцами. Историю о том, как Эсфирь и Мордехай победили нечестивого Амана. Это все, правда, было уже после бегства и гибели нашего героя, но зато теперь вы знаете, что русский театр начинался с пуримшпиля. Щегольнете эрудицией при случае.

Карьера Котошихина складывалась. Помимо прочих талантов, он отличился необычайно красивым и разборчивым почерком, это тогда ценили. Григорий Карпович участвовал в важных переговорах, неоднократно бывал за границей, насмотрелся на чужую жизнь. И совершил первое государственное преступление — допустил ошибку в записи царского титула в одном из документов, за что был бит батогами.

Трудно сказать, обиделся ли за это Котошихин на родину,— телесные наказания особенно оскорбительным делом в Московии не считались, поступили с ним, по понятиям тогдашнего времени, вполне гуманно. Даже со службы не прогнали. Он по-прежнему участвовал в дипломатических миссиях и охотно принимал от шведских коллег (Россия как раз собиралась подписать с Королевством Шведским мирный договор) сначала подарки, а потом и взятки — но уже в обмен на секретную информацию.

Это все, впрочем, стало известно позже: предателя не разоблачили. Иначе бы просто казнили — или не просто, а жестоко и замысловато,— и не было бы у нас ни книги о Московском царстве, ни повода для этого рассказа. Однако разнообразные беды Котошихина преследовали. Сначала его отец был обвинен в растрате и у него конфисковали дом. Проводилось расследование, растрата оказалась смешной — 15 копеек, но дом не вернули. А потом, в 1663 году, и самого нашего дьяка выслали из Москвы под Смоленск, в действующую армию (Россия воевала с Польшей). Видимо, он все-таки был уже у начальства на плохом счету.

И вот это, похоже, московскому дьяку совсем не понравилось, к тому же отношения с армейским начальством у него не заладились. Котошихин бежал. Сначала, естественно, к полякам. Даже получил от короля оклад: человек знающий, полезный. Но узнал, что ведутся секретные переговоры о его выдаче, и не стал дожидаться, чем переговоры кончатся. Силезия, Пруссия, Любек, наконец — Стокгольм.

Страх не беспочвенный: Московское царство считало, что подданные государя — это собственность государя, и всегда пыталось добиться возвращения беглецов. Есть, например, история Никефора Алфери (он же — Никифор Григорьев). Григорьев — первый русский, закончивший Кембридж. Борис Годунов — да-да, именно он здесь первый, а не Петр Великий — отправил нескольких русских недорослей учиться за границу. Потом случилась Смута, про студентов забыли, а когда вспомнили — найти удалось не всех. Григорьева нашли, но он к тому времени сменил имя, веру, женился и стал англиканским священником. Русский посол в Лондоне тем не менее требовал его выдачи и смутил английское правительство — торговля с Московией была важным делом, ссориться не хотелось. Однако решили все-таки, что силой выслать из страны гражданина они не имеют права. Но то — англичане; поляки, понимавшие уже неизбежность мира, могли оказаться менее щепетильными, и понятно, что ждало бы Котошихина дома. Застенок, дыба, кнут, плаха.

В Швеции были связи, в Швеции нашлась служба. Котошихин — вернее, Иоганн Селецкий, он тоже сменил имя — получил жалование и работу в государственном архиве. Тогда же взялся, с подачи государственного канцлера, за труд, который и обеспечил беглецу в конце концов пусть скромное, но все же бессмертие. «Описание Московского государства, различного сословия людей, в нем находящихся, их обычаев, как во время радости, так и во время печали, а также описание их военного дела и домашней жизни». Обо всем и сразу, без понятной нам логики. И о придворном ритуале, и об устройстве войск, и о том, как работают приказы, о городах, о бунтах и беспорядках, о боярах, о купцах, о крестьянах… Котошихин о русской жизни знал многое, и сочинение его охотно читали при шведском дворе. Книжка вышла подробной и злой — дьяк на родину, очевидно, все же обиделся.

Но тут повторилась польская история — перебежчик узнал, что московиты требуют его выдачи, и нет никаких гарантий, что шведы в рамках сложных дипломатических игр не удовлетворят эту просьбу. Из Стокгольма он на всякий случай сбежал и поселился в имении у коллеги, переводчика из государственного архива Даниила Анастасиуса.

За дружбу и за кров отблагодарил своеобразно: то ли ограбить попытался гостеприимного хозяина, то ли жену его соблазнил, здесь ясности нет. В общем — ссора, пьяная драка, четыре ножевых. Анастасиус умер, а Котошихина арестовали и судили. Приговор — смерть. Осенью 1667 года русскому перебежчику отрубили голову.

Но и это еще не конец его приключений: поскольку родни в Швеции у Котошихина не было и хоронить его было некому, труп передали профессору медицины Рудбеку из университета Упсалы. Профессор очистил кости от плоти, а скелет превратил в учебное пособие. Скелет Котошихина видели в университете еще в ХХ веке, но потом он все-таки куда-то затерялся.

Книга тоже могла бы затеряться. Екатерина II знала о ее существовании и собиралась прочесть и переписать, но руки не дошли. Историк Александр Тургенев, брат декабриста, собиравший в иностранных архивах сочинения о России, тоже узнал, что есть такой любопытный документ. После этого русские ученые искали работу Котошихина целенаправленно, нашли, издали. Теперь это важнейший, хоть и довольно тенденциозный источник наших знаний об эпохе царя Алексея Михайловича.

Такая вот жизнь, короткая, зато бурная, настоящий роман. А вот если бы не выслали обидчивого дьяка из Москвы, не погнали бы с теплого места в приказе на войну,— ничего бы этого не было. И очень увлекательной книги тоже не было бы.

В логотипе: «О России в царствование Алексея Михайловича». Григорий Котошихин, 1666 — 1667

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зачем императору резец? Зачем императору резец?

История ученической гравюры императора Николая Павловича

Дилетант
Ценный металл Ценный металл

Как зарождался и формировался автомобильный рынок России после распада СССР

Men Today
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Fine dining Fine dining

Файн-дайнинг не может быть безликим, это авторская история

Bones
Новый Lexus GX 550 стоил долгого ожидания (обзор) Новый Lexus GX 550 стоил долгого ожидания (обзор)

Lexus GX 550 действительно лучше предыдущего GX460. Причём во всех отношениях

4x4 Club
Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации

О детской мотивации, почему она снижается и как преодолеть этот кризис

СНОБ
Платежи попали под прицел Платежи попали под прицел

Российский бизнес столкнулся с серьезными проблемами при проведении платежей

Монокль
Декрет для отцов: как воспитывают детей скандинавские мужчины Декрет для отцов: как воспитывают детей скандинавские мужчины

Личные истории скандинавских отцов и их детей в книге Nordic Dads

Psychologies
Круто бланшированный детектив Круто бланшированный детектив

«Месье Спейд»: спин-офф «Мальтийского сокола» с Клайвом Оуэном

Weekend
Семена раздора Семена раздора

Наибольший объем квот на импорт семян получили никому не известные компании

Монокль
«Добрым молодцам урок»: как сказки влияют на детскую психику «Добрым молодцам урок»: как сказки влияют на детскую психику

Как сказки влияют на детское сознание и поведение во взрослой жизни?

Psychologies
«С повышением!»: 5 шагов, которые помогут обрести уверенность на новой должности «С повышением!»: 5 шагов, которые помогут обрести уверенность на новой должности

Получили долгожданное повышение? Предлагаем сразу разобраться с эмоциями

Psychologies
Анатомия крика Анатомия крика

Какой крик можно считать полезным, а какой – разрушительным?

Здоровье
Повреждение нервной ткани при вирусной инфекции объяснили инфильтрацией T-лимфоцитами Повреждение нервной ткани при вирусной инфекции объяснили инфильтрацией T-лимфоцитами

Тяжесть неврологических симптомов лихорадки Зика зависит не от титра вируса

N+1
Грамотность: эволюция алфавитной культуры от иероглифов до эмодзи Грамотность: эволюция алфавитной культуры от иероглифов до эмодзи

Грамотность — не просто инструмент общения, но и ключ к пониманию мира

Знание – сила
Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе

Отрывок из романа Ивана Бевза о власти и её искушениях

СНОБ
Кошка-рыболов украла птенцов из гнезда бакланов Кошка-рыболов украла птенцов из гнезда бакланов

Кошки-рыболовы способны забираться на высокие деревья и разорять гнезда птиц

N+1
Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры

Когда просо начали культивировать на территории современной Центральной Германии

N+1
39-летняя иранка стала «Мисс Германия — 2024»: как это изменит наши представления о красоте 39-летняя иранка стала «Мисс Германия — 2024»: как это изменит наши представления о красоте

Может ли один конкурс красоты в Германии повлиять на стандарты красоты в мире?

Psychologies
Как (не) работают книги по саморазвитию и самопомощи: мнение людей с депрессией Как (не) работают книги по саморазвитию и самопомощи: мнение людей с депрессией

Насколько эффективны книги по самопомощи? Что стоит учитывать при их выборе?

Psychologies
Технологический расчет: почему ИИ и электромобили пока не спасают экономику Китая Технологический расчет: почему ИИ и электромобили пока не спасают экономику Китая

Экономика Китая выросла на 5,2 %. По высоким китайским стандартам рост слабый

Forbes
Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре

Несколько удивительных фактов о спидометре в вашем автомобиле

ТехИнсайдер
Белка в доме: как ухаживать за грызуном Белка в доме: как ухаживать за грызуном

Стоит ли заводить белку в качестве домашнего животного?

ТехИнсайдер
8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться 8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться

Что делать, «если друг оказался вдруг» не таким надежным, как вы надеялись?

Psychologies
«Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности «Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности

Как формируются наши паттерны в отношениях и что делать, если рядом «двойник»?

Psychologies
Издержки совершенства Издержки совершенства

За совершенным «фасадом» часто скрываются серьёзные проблемы

Здоровье
Автосохранение Автосохранение

Проекты советских гаражей столетней давности

Автопилот
Алгебра гармонии Алгебра гармонии

«Тайная вечеря» Дали — картина, построенная на пропорциях мировой гармонии

Вокруг света
Сбросить кредитные кандалы Сбросить кредитные кандалы

Почему мы готовы вновь и вновь выплачивать высокие проценты по займам?

Psychologies
«В церкви Божией разгласия» «В церкви Божией разгласия»

Почему и как образовались сразу две «параллельные» русские митрополии?

Дилетант
Открыть в приложении