«Вежливенько побить, за руки держа»: какими были семейные традиции на Руси
Свои семейные традиции существовали в каждом государстве, и Русь не стала исключением. У наших предков существовали критерии, позволявшие определить, какая жена хороша, а какая никуда не годится. И многие правила обращения что с одними, что с другими, вызывают лишь мысли: «Как прекрасно, что это осталось в прошлом!»
После Крещения семейная жизнь на Руси начала регламентироваться христианскими канонами. Но языческое наследие никуда не делось — в итоге получилась гремучая смесь из странных правил. Так что же ждало женщин на Руси? Кого раньше называли хорошими женами, кого — плохими и как наказывали последних?
Хорошая жена — послушная жена
Мужчина на Руси считался человеком, который властвовал над всеми домочадцами и в первую очередь над супругой. Авторитет главы семейства подкреплялся церковными канонами. Подчиненное положение женщины объясняли ее происхождением. «От мужа взята еси и той тобою да обладает, ты же в молчании повинися ему», — говорилось в «Слове Иоанна Златоустого о добрых женах».
Повиновение считалось добродетелью, которая проистекает из небесных законов: «Услышьте, жены, заповеди Божьи, и научитесь слушаться в молчании супругов своих!» «Венцом мужу» называли ту девушку, которая была доброй, трудолюбивой, скромной и никогда не спорила с благоверным. Считалось, что лишь с женщиной, которая «Богу и мужу угождает», жизнь проходила в «веселье и согласии».
Отношения в семье были похожи на иерархию в государстве. Царь считал страну своей личной вотчиной, а подданных независимости от их статуса — холопами. Так и любой, даже самый завалящий мужичок был уверен: дома он полновластный владыка, который имеет право карать и миловать жену. Это не могло не сказаться на обращении с женщинами: многие попросту издевались над женами.
Сиди дома, не гуляй
До замужества жизнью девицы управляли родители: они принимали за нее все решения, подбирали жениха, сговаривались с его родственниками. После вступления в брак ответственность за женщину переходила к супругу: на все свои действия отныне она должна была получать его согласие.
Хорошая жена была обязана спрашивать своего «владыку» обо всем, в том числе о том, можно ли ей выйти на улицу. Большую часть жизни девушка проводила в доме — «убежище любомудрия». Считалось, что это мужчина может сталкиваться с трудностями, раздражаться, злиться. А вот его «второй половинке» следовало жить в тишине и спокойствии. Только так она могла достойно встретить своего «растревоженного» мужа, утешить, успокоить, разогнать тяжелые мысли и снова выпустить из дома уже в добром расположении духа.
Показывать себя народу девушки не могли, а вот мужчины с удовольствием демонстрировали гостям своих жен, особенно красивых. Обычно через слуг супруге подавался знак, чтобы женщина принарядилась и вышла к тем, кто нанес визит. Незнакомого мужчину было принято встречать в лучших платьях и стоять, покорно склонив в голову и избегая взглядов глаза в глаза.
Вот как описывал этот обычай голштинский посол Адам Олеарий, который в 1643 году нанес визит графу Льву Шляховскому: «К нам вышла его красавица-супруга в сопровождении служанки, которая несла водку. Сначала жена графа склонила голову перед мужем, потом передо мной. Велела налить чарку, пригубила ее и поднесла мне, и так до трех раз. После этого граф пожелал, чтобы я поцеловал его жену. Не будучи привычным к такому, я поцеловал ей только руку, однако граф добился, чтобы я приложился и к устам».