Как художнику Элю Лисицкому удалось заложить основы современного искусства

РБКИстория

Интегратор и предвосхищатель: как Эль Лисицкий предопределил архитектуру

Как художнику удалось заложить основы современного искусства и не просто подарить миру множество парадоксальных работ, но и «запрограммировать» культурную парадигму в дизайне и строительстве зданий на сотню лет вперед

Автор: Антон Погорельский

Эль Лисицкий за работой над макетом. © Государственная Третьяковская галерея

Автор идеи «вертикального города» и «горизонтального небоскреба». Создатель проунов и фигурин. Основоположник профессии галериста и прародитель веб-дизайна. Изобретатель книг-конструкторов и экспериментатор, предвосхитивший облик городов XXI века. Все это — Эль Лисицкий, выдающийся российский и еврейский художник, соавтор Казимира Малевича и ориентир для каждого современного архитектора. Рассказываем о жизни и творческом пути Эля Лисицкого, а также находим современные работы, вдохновленные наследием мастера.

Начало: провал в академии и еврейский период

Лазарь Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в городе Починок Смоленской губернии. Вскоре после рождения сына семья переехала в Смоленск, а позднее в Витебск. Здесь будущий художник начал брать первые уроки живописи.

В 1909 году Лисицкий попытался поступить в Императорскую академию художеств, но отбор не прошел. Согласно официальной версии, он изобразил «Дискобола» — знаменитую статую атлета, который готовится к метанию диска, — без соблюдения академических канонов. Однако есть и другая версия, согласно которой Лисицкий мог не пройти экзамен из-за так называемой процентной нормы: в начале XX века для вузов Москвы и Санкт-Петербурга действовало ограничение на прием евреев — не более 3% от всех студентов. Лисицкий, как еврей, уже не проходил.

«Важно отметить, что непоступление в академию привело не только к тому, что Лисицкий отправился учиться в Германию и получил возможность приобщиться к западноевропейской культуре, что в дальнейшем сыграло важную роль в его жизни, но и к изменению в выборе профессии. Летом 1909 года Лисицкий намеревался стать художником, а уже осенью учился на архитектурном факультете Дармштадтского политехнического института, — рассказал Александр Канцедикас, искусствовед и автор книг. — Сам он позднее будет называть себя архитектором, а в его творчестве особенности профессионального взгляда архитектора на постановку и пути решения задач станут решающим фактором».

В архивах почти нет этюдов и эскизов Лисицкого — его творческий замысел складывался сразу как целостный проект, без фрагментарных набросков. Первый этап творчества Лисицкого принято называть еврейским. Начинающий художник занимался поисками национального стиля, а работал при этом над иллюстрациями к книгам. В 1916–1919 годах Лисицкий создал около 30 произведений в области книжной графики. Самое известное его творение того времени — иллюстрации к книге «Пражская легенда» Мойше Бродерзона 1917 года.

Из Лазаря в Эля. Первое участие Лисицкого в выставке датировано 1912 годом: в тот момент он подписывался своим настоящим именем. Псевдоним «Эль» появился в 1919 году — художник составил его из первых букв своего имени и фамилии на идише «Элиэзер Лисицкий».

В 1914 году Лазарь Лисицкий получил в Германии диплом инженера-архитектора и вернулся в Москву, где стал демонстрировать свои картины на выставках объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Через четыре года, в 1918-м, Лисицкий познакомился с автором «Черного квадрата». Эта встреча, по мнению исследователей, предопределила дальнейший ход событий в жизни художника и привела к его первому выдающемуся изобретению — к проунам.

«Проект утверждения нового» и Малевич

В 1919 году недавний выпускник создал собственную художественную систему, которую позднее назвал «проун», что расшифровывается как «Проект утверждения нового». По словам Татьяны Горячевой, искусствоведа и историка искусства, слово «проун» одновременно служит именем собственным каждого произведения и термином для обозначения системы в целом.

Эль Лисицкий, Проун. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун №55. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун №84. © Государственная Третьяковская галерея

Весной 1919-го Лисицкий начал преподавать в Витебском народном художественном училище. Вскоре туда же приехал Малевич. Именно тогда в училище развернулся масштабный утопический эксперимент — строительство супрематического мира. «В этом эксперименте Лисицкому отводилась очень ответственная роль — миссия перевода супрематизма в объемные формы; трехмерная интерпретация супрематизма должна была заложить основы архитектурной концепции будущего», — объяснила Татьяна Горячева.

Эль Лисицкий, Проун №43. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун, 1924-25. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун «Супрематизм объема», 1919. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун. Конструктивистская композиция. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея

Что такое супрематизм. Супрематизм — это течение в искусстве авангарда, основоположником которого считается Казимир Малевич. Слово происходит от латинского supremus — «высший», «превосходный». Основными элементами супрематизма были цвет и геометрические формы. Предполагалось, что супрематизм станет искусством будущего и полностью заменит традиционную живопись.

В проунах впервые проявился талант Эля Лисицкого к соединению различных видов искусства друг с другом. Мастер интегрировал приемы архитектурного мышления в геометрическую абстракцию. «Тем самым расширялись границы и того и другого: условность картинной плоскости позволяла воплотить любую степень смелости архитектурной утопии, а инженерная убедительность конструкции придавала картине статус проекта. Используя хорошо знакомые ему приемы архитектуры, Лисицкий оперировал ее базовыми понятиями — массой, весом, пространством, ритмом, эстетизируя их, но не лишая утилитарной функции, присущей архитектурному проекту. Многие работы имели уточняющие названия, фиксирующие архитектурно-инженерную доминанту художественного образа: «Город», «Арка», «Мост», «Дом над землей», «Балка», «Москва», — перечислила Горячева.

Сотрудничество с Малевичем не заканчивалось проунами. В 1919 году художники вместе оформили юбилейные празднества Витебского комитета по борьбе с безработицей, под руководством Лисицкого напечатали брошюру Малевича «О новых системах в искусстве», обложку к которой сделал сам Лисицкий.

Эль Лисицкий, разворот обложки книги Казимира Малевича «О новых системах в искусстве». Витебск: «Артель худ. труда», 1919. © Государственная Третьяковская галерея

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины «Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины

Как разговорное кино, в котором нет действия, оказывается напряженной драмой

Forbes
10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя 10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя

Цитаты Алеси Кафельниковой — символа российского гламура нового поколения

Psychologies
Как IT-специалисты из Северной Кореи обманом устраивались в американские компании Как IT-специалисты из Северной Кореи обманом устраивались в американские компании

Как специалисты из КНДР использовали поддельные личности в США?

Forbes
Соловецкое чудо Соловецкое чудо

Едем в Соловки плутать в лабиринтах и постигать русский дзен

Лиза
Как правильно пить в одиночестве: 12 честных правил Как правильно пить в одиночестве: 12 честных правил

Как пить в одиночку осознанно и продуманно?

Maxim
Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР

Как решить, какую стройку считать великой, а какую нет?

ТехИнсайдер
Стареет ли тормозная жидкость – и как понять, что ее пора менять Стареет ли тормозная жидкость – и как понять, что ее пора менять

В чем недостатки старой тормозной жидкости?

ТехИнсайдер
Большинство людей не знают, что у них есть апноэ: что это такое? Большинство людей не знают, что у них есть апноэ: что это такое?

Как узнать, действительно ли ваш храп вредит вашему здоровью?

ТехИнсайдер
Его Высокопреосвященство Его Высокопреосвященство

Арест и суд над венгерским кардиналом Йожефом Миндсенти

Дилетант
«Место авиакатастрофы напоминало кадр из фильма»: трагедия 1997 года в Иркутске «Место авиакатастрофы напоминало кадр из фильма»: трагедия 1997 года в Иркутске

Крушение самолета Ан-124 «Руслан» 1997 года в Иркутске: как это было

ТехИнсайдер
Разрушаем главный гендерный стереотип: оказывается, женщины тоже охотились на мамонтов Разрушаем главный гендерный стереотип: оказывается, женщины тоже охотились на мамонтов

79% женщин были охотницами и продолжали охотиться даже после рождения детей

ТехИнсайдер
Люди, которые любят вино, чаще называют свои дни «счастливыми» Люди, которые любят вино, чаще называют свои дни «счастливыми»

Согласно опросу, месяц обязательно будет «выдающийся», если вы выпиваете вино!

ТехИнсайдер
10 вещей, по которым мы скучаем в современных автомобилях 10 вещей, по которым мы скучаем в современных автомобилях

Ностальгируем, вспоминая функции в машинах, которые так и остались в прошлом

Maxim
Почтальон нашел недоставленные письма солдата времен Второй мировой! Вот что он сделал с ними Почтальон нашел недоставленные письма солдата времен Второй мировой! Вот что он сделал с ними

Как почтальон нашел семью погибшего солдата Второй мировой

ТехИнсайдер
7 признаков того, что пора менять воздушный фильтр: знаете ли вы их 7 признаков того, что пора менять воздушный фильтр: знаете ли вы их

Своевременно менять воздушный фильтр даже важнее, чем масляный

ТехИнсайдер
Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства

Вспоминаем самые яркие союзы моды и церкви, заключенные на небесах

Правила жизни
Восстанавливаем водный баланс: как заставить себя пить больше воды Восстанавливаем водный баланс: как заставить себя пить больше воды

Что делать, если пить 8 стаканов в день не получается?

ТехИнсайдер
Что такое пользовательский интерфейс. Какие виды пользовательских интерфейсов существуют и как они работают Что такое пользовательский интерфейс. Какие виды пользовательских интерфейсов существуют и как они работают

О стороне цифровых сервисов, делающей их взаимодействие с пользователем удобным

Цифровой океан
«Каждый новый кризис давал нам большой пик по выручке» «Каждый новый кризис давал нам большой пик по выручке»

ГК «Ресторация» готова к гостиничному буму и росту спроса на оснащение отелей

Монокль
Удивительный мир живой природы: как общаются между собой живые организмы Удивительный мир живой природы: как общаются между собой живые организмы

Самые необычные способы коммуникации из мира фауны

ТехИнсайдер
Феномен де Клерка Феномен де Клерка

Фредерик Виллем де Клерк — последний белый президент ЮАР

Дилетант
Бемби против Годзиллы Бемби против Годзиллы

«Олененок»: триумф травмы

Weekend
«Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов «Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов

Самые смешные выражения из языка железнодорожников 19 века

ТехИнсайдер
9 главных разочарований в жизни каждого человека 9 главных разочарований в жизни каждого человека

Подборка того, в чем многие люди разочаровываются чаще всего

Psychologies
Какие 7 шок-изменений в теле ты заметишь, если просто начнешь бегать по утрам Какие 7 шок-изменений в теле ты заметишь, если просто начнешь бегать по утрам

Ищем лучшую мотивацию для регулярных утренних пробежек!

VOICE
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия» 2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия»

Факты самого гениального фильма о тупости

Maxim
«Мы привносим совершенно новую концепцию в мир единоборств»: главное из интервью Анатолия Сульянова «Мы привносим совершенно новую концепцию в мир единоборств»: главное из интервью Анатолия Сульянова

Анатолий Сульянов рассказал о выходе на международную спортивную арену

Правила жизни
Это гордое имя Мандела Это гордое имя Мандела

Как Нельсон Мандела осуществил демонтаж системы апартеида

Дилетант
Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным? Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным?

Как помочь детям вырасти спокойными и уравновешенными?

Psychologies
Открыть в приложении