«В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу»
В книге «В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу» (издательство «Corpus») специалист по истории и культуре Византии, профессор НИУ ВШЭ Сергей Иванов проводит читателя по стамбульским улицам к остаткам Константинополя, хранящим память о его величии, красоте и многообразии. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с фрагментом, в котором рассказывается об основании, периодах расцвета и упадка столицы Византии.
Напротив слепых
В 667 г. до н. э. жители древнегреческого города Мегара решили вывести колонию на берега пролива Босфор. Согласно легенде, мегарянин Виз запросил оракул Аполлона в Дельфах, где ему заложить первый камень, и получил от бога, как всегда, загадочный ответ: «Поселись напротив слепых!»
По легенде, сначала город хотели основать в верховьях залива Золотой Рог (где музейно-выставочный центр SantralIstanbul), но когда поставили алтарь и собирались принести жертву, орел схватил сердце жертвенного животного и перенес его на оконечность полуострова; это место с юга омывали воды Мраморного моря, с востока — воды Босфора, а с севера — воды залива Золотой Рог. Здесь было пересечение самых важных торговых путей: из Европы в Азию и из Черного моря в Средиземное. Тут и построили город, названный в честь основателя Византием.
Напротив него, на азиатской стороне Босфора, уже стоял древний полис Халкидон. Потом, когда Византий выиграл конкуренцию у своего соседа, византийцы (или византияне?) поняли смысл Аполлонова пророчества: надо было быть и в самом деле слепыми, чтобы предпочесть неудобную холмистую местность Халкидона защищенному самой природой Византию. Позднее, впрочем, выяснилось, что халкидоняне не так уж и слепы. В новом городе, когда он превратился в столицу, стало не хватать пресной воды, и водопроводы пришлось тянуть за двести километров. Впрочем, мы забежали вперед.
На протяжении целого тысячелетия Византийжил обычной жизнью греческих полисов: торговал, интриговал, воевал. Со временем, как и все они, подчинился Римской империи и однажды был до основания разрушен в ходе гражданской войны, а потом отстроен заново. Судьба города круто изменилась в ноябре 324 г. н. э., когда Константин I лично наметил здесь контуры будущей столицы.
Предуказанная им стена прошла в 3 км к западу от старой стены Византия — таким образом, император расширил его до 500 гектаров и переименовал в Новый Рим, или Константинополь. Но статус Города начал меняться лишь после 360 г., когда он получил своего префекта, как Рим. До этого времени столица была там, где находился император, и даже государственные архивы путешествовали вместе с ним. Лишь с 370-х гг. бюрократия окончательно обосновалась в Константинополе.
Позднее переносу столицы было приписано и религиозное значение, ведь Константина впоследствии канонизировали как православного святого. Однако в действительности Константинополь вовсе не задумывался как христианская столица: в нем господствовал тот же дух религиозной мешанины, что и во всей тогдашней Империи, да и в голове ее правителя.
Основной рост Константинополя пришелся не на начало, а на конец IV в.: город Феодосия I превосходил город Константина в несколько раз, Феодосиевы стены и по сей день обозначают центральную часть Стамбула. Примерно к концу V в. Константинополь стал крупнейшим городом мира с населением около полумиллиона человек. Там были построены акведуки, гигантские цистерны (надземные и подземные), которые и сегодня потрясают своим размахом, а также дополнительные, так называемые Длинные стены, тянувшиеся от Черного моря до Мраморного в 40 км от Города. Среди ромеев (так византийцы называли сами себя) ходила поговорка: «Если весь мир — это 12, то Город — 15». Судьбы Города и Империи были неразделимы, но значение Константинополя для Византии невозможно сравнить с ролью ни одной другой столицы: ни Древнего Рима, ни наполеоновского Парижа.
Историк Константин Манассия писал из заграничного путешествия: «О, земля Византия! О, трижды блаженный Город, око вселенной, украшение мира, звезда, сияющая издалека, фонарь, освещающий этот низменный мир!» А вот так звучит похвала Константинополю в житии Иоанна Акатция: «Все те диковинки, что в других городах можно найти по отдельности, здесь обретаются одновременно. Наш Город мож но уподобить общей мастерской всей земли. Сюда свозят все, что произрастает повсюду, что то на судах, что то на повозках. В Константинополь стекается все, подобно тому как все реки впадают в море». Феодор Метохит, с которым мы еще не раз встретимся в этой книге, называет Константинополь «самым вместительным домом для людей всего мира, магнитом человечества». Какими только эпитетами не награждали византийцы свой Город: ключ Вселенной, око Востока, премного известный, семихолмный господин, светило небесное, наиярчайшая утренняя звезда, святой город, надежда и гордость и т.п. Западные путешественники вторили ромеям: «Как велик