Дисциплина без драм
Как помочь ребенку воспитать характер
«Дисциплина без драм» (2014) предлагает новый подход к воспитанию детей, подчеркивая важность обучения вместо наказания. Основываясь на нейробиологии, этот метод уменьшает переживания и подсказывает родителям, как построить более глубокие отношения со своими детьми.
Для кого эта книга?
Название «Дисциплина без драм» говорит само за себя. Мы привыкли считать воспитание детей мучительным и тяжелым для обеих сторон процессом. На самом деле, все может быть совершенно по-другому. Нет, никто не обещает, что воспитывать детей после прочтения этой книги станет очень просто. Но зато вам точно станет понятнее, как это делать, не травмируя себя и своего ребенка. В общем и целом подход, описанный в книге, строится на известной мудрости «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Только в данном случае вслед за вашим отношением изменится и сама ситуация – вы увидите, насколько легче и продуктивнее станет ваш контакт с детьми.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Дисциплина без драм» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте, как стать более успешным родителем.
Быть родителем – это уникальный и ценный опыт, но это не значит, что иногда он не может быть трудным. Когда речь заходит о воспитании детей, бывает сложно понять, до какой степени вы должны позволять ребенку свободно выражать себя, а когда стоит вмешаться.
Кроме того, воспитание детей не всегда является легкой задачей и может буквально опустошать эмоционально. Споры из-за мелочей (кому мыть посуду или когда пора выключить телевизор), нарастают очень быстро, оказывая влияние на ваши взаимоотношения с ребенком и благополучие всей семьи.
Поэтому очень важно воспитывать своего ребенка в позитивном ключе. Авторы объясняют, что достигнуть эффективной дисциплины можно только сперва разобравшись в работе мозга. Благодаря их советам, ваши дети станут послушнее, что со временем укрепит связь между вами.
В этом обзоре вы узнаете:
- о разнице между верхней и нижней частями мозга;
- о том, как установить контакт со своими детьми;
- и что делать, если у вашего ребенка случился нервный срыв.
Воспитание должно быть уроком, из которого можно извлечь полезную информацию, а не формой наказания.
Вспомните, когда вы в последний раз наказывали своего ребенка за плохое поведение. В какой форме это было? Может быть, вы читали ему лекции, кричали на него или ставили в угол?
Но точно ли вы понимали, что вы делаете, когда воспитываете ребенка таким образом?
Традиционная дисциплина использует стандартный подход наказания и страха вместо того, чтобы сосредоточиться на развитии ребенка.
Чтобы проиллюстрировать это, давайте рассмотрим «отправку в угол»: этим методом пользуются даже самые любящие родители, которые считают, что ребенок использует это время, чтобы поразмыслить о своем плохом поведении. Но такое случается редко. Вместо этого дети обычно думают только о том, насколько несправедливы их родители, что ведет к обострению ситуации.
Еще одна традиционная форма дисциплины – порка. Если в отношении детей применять порку, они начинают бояться действий своих родителей, а не сосредотачиваются на собственном поведении, что делает физические наказания контрпродуктивными.
Независимо от сложившейся ситуации, к непослушным детям применяются «угол» и порка. Но внушение страха и негодования не помогает ни родителям, ни детям. Что, если мы изменим наше мышление и подойдем к воспитанию как к возможности извлечь ценные уроки?
Для этого нужно делать акцент на обучении, а не на наказании, причем более целенаправленно и гибко.
Воспитательные меры должны ориентироваться на опережение, а не носить характер ответных мер – вот, что стоит за «дисциплиной без драмы». Краткосрочная цель – заставить ребенка сотрудничать с вами, в то время как долгосрочная – помочь ему улучшить свое поведение и навыки взаимоотношений. Чтобы это сработало, прежде чем направить ребенка к хорошему поведению вам понадобится сначала наладить с ним связь.
Бонус: со временем вам не придется часто прибегать к дисциплине!
Мозг можно формировать, поэтому мы должны рассматривать плохое поведение как возможность для развития.
Вы когда-нибудь беспричинно злились из-за усталости? Вы, наверное, пытались держать себя в руках, но, в конце концов, злость брала верх. Что ж, дети могут вести себя точно так же, поскольку область их мозга, регулирующая эмоции, еще не полностью развита.
Поскольку той части мозга, которая отвечает за поведение и навыки взаимоотношений, требуется время, чтобы сформироваться, у нас есть возможность привести ее в порядок.
При рождении нижние отделы мозга уже достаточно развиты. Мы можем назвать это нижней частью мозга. Она контролирует основные функции, такие как пищеварение и дыхание, в то время как верхняя часть отвечает за регулирование наших эмоций и эмпатии. Эта часть также известна, как кора головного мозга и в основном недоразвита на раннем этапе развития.
Наш мозг физически меняется в результате опыта, который мы получаем. Эта способность, называемая нейропластичностью, означает, что мы обладаем возможностью самостоятельно формировать верхнюю часть своего мозга.