«Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам
Среди тех, кто предложил волонтерскую помощь пострадавшим гражданам Белоруссии, столкнувшимся с насилием и испытывающим страх и неопределенность, — основательница сервиса по подбору психологов Alter Ольга Китаина. О своем опыте она рассказала в интервью.
Ольга Китаина — выпускница факультета психологии МГУ, практикующий психолог, член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов, сооснователь и управляющая сервиса подбора психологов Alter. 29 сентября Китаина объявила, что вместе с коллегами будет бесплатно помогать тем, кто пострадал во время протестных акций в Белоруссии. «РБК Стиль» поговорил с Ольгой Китаиной о том, как государственные катаклизмы влияют на психику обычных людей, чем опасна жизнь в постоянном стрессе, каким образом можно помочь пострадавшим и что делать тем, кто давно живет с посттравматическим расстройством.
— Какую помощь белорусам предлагают психологи, которые работают вместе с вами?
— В рамках «Открытых дней» для граждан Белоруссии наши психологи предоставляют пострадавшим бесплатную психологическую помощь в нескольких форматах. Во-первых, это сессии, по одной на человека. Во-вторых, поддержка в чате идет в режиме асинхронной переписки, которая дает возможность задать психологу вопросы и получить персональные рекомендации, причем продолжительность диалога и количество ответов ограничены только загрузкой специалиста. Один психолог отвечает на столько вопросов, на сколько успевает, а дальше поток перехватывает следующий дежурный.
— Что значит слово «пострадавшие»? Кого вы имеете в виду?
— Безусловно, под пострадавшими мы имеем в виду людей, столкнувшихся с физическим насилием или просто испытывающих страх, но не только. ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) может развиваться как у тех, кто непосредственно пережил насилие, так, например, и у тех, кто стал его свидетелем. Уже почти месяц все белорусы находятся в тяжелой стрессовой ситуации — в новых, не поддающихся контролю обстоятельствах, в которых много неопределенности. Не следует забывать и о том, что до возникновения политической напряженности жители Белоруссии, как и все мы, на протяжении нескольких месяцев жили в других стрессовых обстоятельствах, связанных с пандемией, — к тому моменту у многих людей психика уже была сильно истощена. Все это может провоцировать тяжелые последствия для здоровья и уровня жизни в целом.
— Какие еще побочные явления вызывают подобные процессы в стране?
— Стресс может негативно влиять не только на психику, но и на физическое здоровье. Для начала нужно понимать общий механизм воздействия стресса на организм. Здоровое состояние — это гомеостаз: постоянство, баланс всех функций, отвечающих за нормальное функционирование организма. Стрессоры (стрессовые факторы) — все то, что нас из этого баланса выводит. Стрессовая ситуация — любая новая, неопределенная и неконтролируемая — считывается организмом как угроза для выживания. А в событиях, происходящих сейчас в Белоруссии, присутствуют все эти составляющие (новизна, неподконтрольность, неопределенность). Реагируя на стрессоры, организм запускает антистресс-ответ, который призван мобилизовать работу организма и снять стресс.
Для того чтобы выжить, наше тело приводит себя в полную боевую готовность: перебрасывает все питательные вещества к мозгу и мышцам; повышается давление и учащается сердцебиение — опять же, чтобы увеличить активность мышц. При этом те процессы, которые прямо сейчас, по мнению нашего организма, для выживания не важны — рост, размножение, пищеварение и так далее — он просто «отрубает», не расходует на них энергию.