Под кайтом
Швейцарский проект SP80 намерен в 2025 году побить мировой рекорд для парусных судов, развив скорость в 80 узлов (148,16 км/ч). А помогут в этом кайт, трехкорпусная схема судна и суперкавитация.
Мечта построить рекордное парусное судно появилась у Майеля ван ден Брука, Бенуа Годио и Ксавье Леперка еще в студенческие годы. Все трое учились в Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL), которая приложила руку к постройке Hydroptere – судна, поставившего рекорд скорости под парусом в 2009 году. Юноши оказались свидетелями этого события – и получили неизгладимое впечатление. Изначально друзья собирались стать инженерами, однако в итоге по этому пути пошел только Ксавье. Майель выбрал карьеру моряка, а Бенуа профессионально занялся кайтсерфингом. Тем не менее о мечте они не забыли.
Первым их совместным проектом стала доска для кайтсерфинга с плавниками из углепластика, вызывающими эффект суперкавитации. На ней Бенуа смог развить скорость в 41 узел (75,9 км/ч) – далеко от мирового рекорда (49,84 узлов, или 92,30 км/ч), но достаточно, чтобы ощутить плюсы суперкавитации на кайтборде: легкость разгона и стабильность движения доски. Чтобы удержаться на ней, требовался минимум усилий.
Суперкавитация – удивительный и недостаточно изученный процесс. И с обычной-то кавитацией – образованием микропузырьков газа за быстро движущимся в жидкости объектом – не все до конца понятно. В частности, ученые спорят о механизмах кавитационной эрозии материалов, на которых сначала возникают наросты и только потом – каверны. Кроме того, кавитация создает что-то вроде турбулентности и подтормаживает судно. А суперкавитация возникает, когда плавник или подводное крыло как бы расталкивает воду, формируя вокруг себя воздушный пузырь. В кайтбординге же самое слабое звено – человек, который держит стропы. По этому в качестве форм-фактора создатели SP80 выбрали кайтбот – тримаран, к которому через подвижный кронштейн прикреплен воздушный змей. Причем средний корпус тримарана вынесен вперед, а кронштейн закреплен сзади.