Сила ничегонеделанья
Время в нашем мире стало дефицитным товаром: большинству из нас его никогда не хватает. Между тем мы проводим большую часть жизни в суете и погоне за благами, подчас забывая о важном, в том числе о полноценном отдыхе, напоминает лайф-коуч Сара Фабиан.
Коуч Сара Фабиан выросла в Восточной Европе. Как и многих из нас, ее воспитывали в твердом убеждении, что ничего не делать — признак распущенности, дурная наклонность, которую надо искоренять. Сон, конечно, необходим, но спать слишком долго — признак лени. Вставай, иначе проспишь всю жизнь. Работать до седьмого пота — добродетель, останавливаться, чтобы передохнуть, — порок. Словом, «жить как следует» означало всегда заниматься полезным делом.
«Вспоминая детство, я вижу вечно занятую маму: убирает в доме, бегает по магазинам, ежедневно готовит по несколько блюд, стирает и гладит белье, — делится Сара. — И это при том, что она с утра до вечера работала в больнице. Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как ее хватало на все. Даже сейчас, в предпенсионном возрасте, она считает, что способность оставаться активной зависит только от силы воли».
Современное общество многих превратило в неутомимых деятелей, эффективных тружеников и «достигаторов», подчеркивает коуч. Надо вечно куда-то бежать, чем-то заниматься, добиваться признания, покорять очередную вершину. Мы часто судим о ценности человека по его жизненным успехам, исходя из личных и профессиональных целей, достижений и результатов, финансового положения и должности на визитной карточке.
Мы стремимся больше сделать и больше получить и склонны привязывать свое счастье к намеченному будущему. «Однажды, когда у меня будет такая-то работа, дом, машина, супруг или парочка детей, я стану счастливым». На самом деле чем больше мы получаем, тем больше хотим. Это часто называют потребностью в развитии и росте.
Болезнь занятости
Если задуматься, для многих из нас работа действительно превратилась в зависимость. Мы отдаем ей уйму времени и часто жертвуем здоровьем и общением с близкими ради заработков и продвижения по службе. «Я прожила так большую часть жизни, — продолжает Сара Фабиан. — Пятнадцать лет в корпоративном мире не прошли даром: я привыкла оценивать себя через социальный статус и профессию.
Тогда построение успешной карьеры означало для меня все. Я всегда была ужасно занята, в перманентном стрессе и вечной спешке. Для меня было нормой работать по десять часов в день, без выходных. Такой режим изматывал. Но я была перфекционисткой и гордилась собой, как будто перфекционизм — достоинство или редкая добродетель.