Оксана Монж — о главных проблемах и трендах фармакологического рынка России

РБКБизнес

Оксана Монж: «Важны не только лекарства»

Подготовила Анна Степаненко

Оксана Монж, генеральный директор «Санофи» в странах Евразийского региона. Председатель совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). Работает в фармацевтической отрасли около 20 лет, на протяжении которых занимала руководящие позиции в области маркетинга, стратегического планирования и управления продажами в России и Великобритании. К команде «Санофи» присоединилась в 2014 году, возглавляла в компании бизнес-подразделения эндокринных и рецептурных препаратов. До прихода в «Санофи» работала в международной компании Elli Lilly.

Пытаясь увеличить продолжительность жизни граждан, государство наращивает закупки лекарств, чтобы бесплатно обеспечить ими население. Но пока 65% рецептурных препаратов в России покупаются за свой счет, а получить льготу можно в основном на поздних стадиях заболеваний. О главных проблемах и трендах фармрынка рассказывает гендиректор «Санофи» в странах Евразийского региона Оксана Монж.

Закупки и льготы

В 2018 году российские власти поставили задачу увеличить к 2024 году среднюю продолжительность жизни населения до 78 лет. Пандемия внесла некоторые коррективы, и срок продлили до 2030-го.

На достижение показателя нацелены несколько нацпроектов и программ, предполагающих в том числе закупку лекарств за государственный счет. К примеру, были выделены значительные дополнительные средства на препараты для борьбы с онкологией и некоторыми кардиологическими заболеваниями. Запущена работа фонда «Круг добра», который обеспечивает лекарствами детей с тяжелыми и редкими заболеваниями.

Такие инициативы и инвестиции повышают долю государственного сегмента на фармрынке. Ежегодно она увеличивается на 25– 35%. Это одна из причин очень высоких темпов роста сразу в нескольких рыночных сегментах.

Но государственные программы рассчитаны в основном на пациентов с тяжелыми заболеваниями и зачастую на последних стадиях. Выходит, что человек получает право на льготное обеспечение, только если стал инвалидом или заболевание зашло очень далеко. Однако эффективнее всего — инвестировать в здоровье пациентов на ранних стадиях, проводить превентивное лечение или меры профилактики. У этой проблемы в России пока нет системного решения.

Примерно 65% рецептурных препаратов российские пациенты по-прежнему покупают за свой счет. В сегменте сердечно-сосудистых заболеваний цифра доходит до 75%. При том, что именно эти заболевания остаются главной причиной смертности в стране. И, чтобы действительно продлить жизнь россиян, помимо прочего нужны и дополнительные государственные инвестиции в лекарственное обеспечение.

Инновации и цены

В целом на российском рынке нет дефицита лекарств. Но, несмотря на прогресс с инновационными препаратами в льготных программах, многие разработки попадают сюда с задержкой, некоторые не попадают вообще.

Причина — и в самой организации системы льготного лекарственного обеспечения, и в критериях включения препарата в льготные списки, и в ценообразовании. Например, для списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) действует система реферирования цен. Производитель должен посмотреть на цены в 12 разных странах и зарегистрировать минимальную из них.

Если же посмотреть на программу высокозатратных нозологий (ВЗН), то кроме других факторов производитель должен продемонстрировать нулевое влияние на бюджет в рамках первого календарного года. Чтобы соблюсти это правило, иногда приходится делать скидки в размере 50–70% уже от минимальной зарегистрированной цены.

В итоге производитель встает перед непростым выбором. Либо идти на рынок с ценой в разы ниже, чем минимальная цена в референтных странах (хотя инновации не могут стоить так же, как дженерики), либо вообще не выходить на российский рынок.

Защита прав

Фармкомпании, выпускающие оригинальные препараты, работают с очень длительным горизонтом планирования. Поэтому критически важна предсказуемая бизнес-среда, в том числе гарантия защиты прав интеллектуальной собственности.

За каждым инновационным препаратом стоят 10–12 лет работы и существенные инвестиции — в среднем около $2 млрд. Плюс непростой путь выхода на рынок и необходимость вернуть эти инвестиции, которые затем должны стать основой для новых разработок.

В России есть законодательная база, регулирующая патентные права на инновационные лекарственные препараты. Но вопрос правоприменения в этой области пока далек от совершенства. Например, в РФ можно зарегистрировать дженерик до истечения патента на оригинальный препарат. Но самое главное, нет эффективных мер, которые бы помешали недобросовестным игрокам выходить на рынок.

Сейчас создается патентный реестр, который должен информировать регулятора и госзаказчиков о наличии лекарств, защищенных патентом. Но обсуждается вариант включать в этот реестр только фармакологически активные вещества. Это оставит за бортом многие защищенные патентами препараты.

На наш взгляд, реестр должен покрывать все патенты, а не какую-то отдельную их группу. Сейчас мы ведем работу по этому поводу и с отраслевыми ассоциациями, и с государством.

Цифровая поддержка

Для эффективного лечения пациентов важны не только лекарства, но и дополнительные цифровые инструменты. Здесь можно выделить три основных блока.

  • Во-первых, это создание единого цифрового контура: все данные пациентов должны поступать в общую систему. Это позволит анализировать результаты лечения в реальной клинической практике, оценивать потребность в терапии, препаратах и оборудовании, планировать будущие инвестиции. Но для этого нужна стандартизация подходов, общие рекомендации по работе с данными и единая методология на уровне страны.
  • Во-вторых, интегрированные цифровые решения для сопровождения и поддержки пациентов. В 2019 году мы запустили пилот для людей с сахарным диабетом 1 и 2 типа. Участники программы проходили онлайн-обучение, в режиме онлайн передавали врачу свои показатели уровня сахара крови, а также работали с куратором или коучем.

    В итоге половина пациентов смогла выйти на целевые значения по показателям сахара. Такой подход можно использовать и при лечении других хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых.
  • В-третьих, это изменение бизнес-модели компаний и системы взаимодействия с врачами. Цифровые каналы и постоянная связь с экспертами позволят медикам получать информацию в нужное время и использовать ее для лечения пациентов. Пока с такими каналами готовы работать только от 15 до 50% врачей. Но, если государство будет стимулировать использование «цифры», переход произойдет намного быстрее.

Фото: Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Восхождение на Церматт с 13-летней дочерью, или Ответ на вопрос: «Зачем вы идете в горы?» Восхождение на Церматт с 13-летней дочерью, или Ответ на вопрос: «Зачем вы идете в горы?»

Как объяснить подростку, зачем альпинисты идут в горы?

СНОБ
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Идти мириться — не годится: что говорит о мужчине его поведение после ссоры Идти мириться — не годится: что говорит о мужчине его поведение после ссоры

Ты можешь многое узнать о своем партнере по тому, как он ведет себя после ссоры

Cosmopolitan
Инвестиционный поход Инвестиционный поход

Важен баланс между стабильностью и риском

Esquire
Что такое «биоэтика», и зачем ученые просят разрешение для проведения опытов на крысах Что такое «биоэтика», и зачем ученые просят разрешение для проведения опытов на крысах

Разбираемся, что такое биоэтика и как она работает

Популярная механика
Распилить все поровну Распилить все поровну

Мадагаскар – одна из беднейших стран в мире

Вокруг света
Битый небитого везет: история, настоящее и будущее краш-тестов Битый небитого везет: история, настоящее и будущее краш-тестов

Как усложняются краш-тесты?

Вокруг света
5 самых необычных животных Земли: часть 1 5 самых необычных животных Земли: часть 1

Существа настолько странные, что они с легкостью сойдут за инопланетян

Популярная механика
Френды по генам: как Y-хромосома и митохондриальная ДНК могут подарить вам тысячу родственников Френды по генам: как Y-хромосома и митохондриальная ДНК могут подарить вам тысячу родственников

Микробиолог обзавелся большой семьей благодаря генетическим технологиям

Reminder
Инвестиции в условиях нестабильного рынка: где искать точки опоры Инвестиции в условиях нестабильного рынка: где искать точки опоры

Советы руководителя ВТБ Private Banking Дмитрия Брейтенбихера

Forbes
Экологический переворот Экологический переворот

Понять, принять и посчитать. Экология — это навсегда

Forbes
Победа над собой Победа над собой

Изображая на холсте героев праздничной битвы, Василий Суриков победил депрессию

Вокруг света
Москвич по имени Петр Москвич по имени Петр

Расчетливая немка сделала ошибку: решила поддерживать страсть Петра холодностью

Караван историй
Расслабься и носи что хочешь: эйджизм в одежде — почему о нем стоит забыть Расслабься и носи что хочешь: эйджизм в одежде — почему о нем стоит забыть

Существуют ли в моде возрастные рамки?

Cosmopolitan
Империя Fenty: как Рианна официально стала миллиардером Империя Fenty: как Рианна официально стала миллиардером

Заработать $1,7 млрд ей помогли не песни, а косметический и бельевой бренды

Forbes
Девушка разоблачила измену парня по его разговорам во сне Девушка разоблачила измену парня по его разговорам во сне

Если вы склонны бормотать во сне, вам точно не стоит иметь тайн

Psychologies
Проблемы роста. 7 уроков, которые мы усвоили при расширении команды Проблемы роста. 7 уроков, которые мы усвоили при расширении команды

Пандемия вынудила Educate Online сменить бизнес-модель

Inc.
19 красивых и стильных платьев для полных женщин - выбор Cosmo 19 красивых и стильных платьев для полных женщин - выбор Cosmo

Какие фасоны выгодно подчеркнут пышные формы и скроют недостатки фигуры?

Cosmopolitan
Археологи обнаружили в Помпеях гробницу с мумией Археологи обнаружили в Помпеях гробницу с мумией

Испанские археологи открыли в Помпеях гробницу с мумифицированными останками

N+1
5 актеров-супергероев с тяжелой судьбой 5 актеров-супергероев с тяжелой судьбой

Узнай, что пережили звезды Marvel, прежде чем стать известными

Maxim
Капибары: последние из гигантов Капибары: последние из гигантов

Капибара — единственный представитель южноамериканской ветви гигантских грызунов

Вокруг света
Обмани меня: как работает полиграф и можно ли ему доверять Обмани меня: как работает полиграф и можно ли ему доверять

Трепещите, врунишки, перед вами полиграф!

Playboy
История штопора История штопора

На каждую хитрую пробку найдется прибор с винтом

Вокруг света
Получишь пятерку — куплю игрушку: какими фразами родители испортили тебе жизнь Получишь пятерку — куплю игрушку: какими фразами родители испортили тебе жизнь

Родители всего мира имеют пугающе похожий лексикон, когда критикуют детей

Cosmopolitan
Как держать мышцы в тонусе Как держать мышцы в тонусе

Мифы о легких весах и количестве повторений

Men’s Health
Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
Кому нужен пианист, если есть Моргенштерн. Зачем компании нанимают на работу звезд Кому нужен пианист, если есть Моргенштерн. Зачем компании нанимают на работу звезд

Приглашение в компанию известных людей может перевернуть корпоративную культуру

СНОБ
«Мне говорили гадости в лицо»: как я стала первой моделью с ДЦП в России «Мне говорили гадости в лицо»: как я стала первой моделью с ДЦП в России

Анастасия Аброскина — о том, каково это, быть быть первой в России моделью с ДЦП

Cosmopolitan
«Хрустально-ясное творчество» «Хрустально-ясное творчество»

Какая удочка была для Сергея Тимофеевича Аксакова особенно дорога?

Наука и жизнь
Открыть в приложении