Пять звезд в чистом поле: как в России построили первый с советских времен аэропорт
Ростовский Платов — первый аэропорт, построенный с нуля в постсоветской России, и первая российская гавань, которая удостоилась пяти звезд авиационной премии Skytrax. Как он появился и почему не все авиакомпании могут себе позволить здесь садиться и взлетать?
Ростовский аэропорт Платов возник в районе станицы Грушевской буквально в чистом поле. С момента закладки первого камня до тестового рейса авиакомпании «Азимут» 18 ноября 2017-го прошло три года.
Ростовчане и гости донской столицы привыкли быстро добираться до аэропорта — дорога из центра занимала всего 15 минут. Старый аэропорт находился на проспекте Шолохова в черте города. Новый, в строительство которого группа «Ренова» Виктора Вексельберга и государство вложили около 47 млрд рублей, разместился в 29 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Из центра города туда можно добраться минут за сорок на автомобиле или за полтора часа общественным транспортом.
Платов — так по предложению жителей Ростовской области назвали аэропорт в честь атамана Матвея Платова — посетил президент Владимир Путин в феврале 2019-го и остался доволен. «Здорово получилось у вас, — вспоминал он через полгода в разговоре с одним из участников стройки. — Спасибо большое. Хороший аэропорт». Площадь нового терминала составила 50 000 кв. м, пропускная способность — 5 млн человек в год. Кроме традиционных для аэропортов кафе, ресторанов и магазинов, здесь можно посмотреть мультимедийную композицию «Платов и его время», примерить электронный костюм казака или казачки и сделать фото на память. В 2019 году аэропорт обслужил 3,06 млн пассажиров.
В марте 2020-го Путин наградил Виктора Вексельберга орденом Александра Невского — «за большой вклад в работу по строительству современных аэропортовых комплексов». Тем же указом такой же орден получил ростовский бизнесмен Иван Саввиди (он был совладельцем старого ростовского аэровокзала), но только «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу». Строительство нового терминала сопровождалось конфликтом структур миллиардеров Вексельберга и Саввиди.
Южный хаб
Старый ростовский аэропорт построили еще в 1920-е годы далеко за дачными поселками, но постепенно город окружил аэропорт жилой застройкой. Перенести аэропорт планировали еще в 70-е годы прошлого века, однако Министерство гражданской авиации СССР отказалось от проекта, а затем стало не до этого — страна распалась. Вновь о выселении аэропорта за городскую черту заговорили в середине 2000-х.
В 2005 году ростовский аэропорт был всего лишь во второй десятке по пассажиропотоку (685 000 человек). Но авиакомпании отмечали большой спрос на перевозки в этот регион. А главное, российские авиаторы в те годы были увлечены идеей создания в регионах авиационных хабов — крупных пересадочных узлов, в которых соединялись бы региональные и международные линии в обход Москвы. Ростов-на-Дону соперничал с Краснодаром за право быть южным хабом.