Один в поле — зритель
Одним из первых среди музыкальных театров новый сезон открыла Пермская опера. С момента отставки экс-худрука Теодора Курентзиса уральский театр сделал все, чтобы не упустить лидерство на региональной сцене, представив в том числе новый антикарантинный проект «Один на один».
В нынешнем году рассказывать о своих планах только смешить Роспотребнадзор. Особенно если ты — театр: драматические и музыкальные труппы по всей стране открывают двери для публики, стараясь не заглядывать в будущее особенно далеко, даже те смельчаки, которые рапортуют о репертуарных перспективах, делают это с подчеркнутой осторожностью. А что еще остается: в ситуации, когда добрую половину анонсов ближайших премьер занимают речи о масках — простых, увы, а не «Золотых»… Пандемия размыла фундамент всего театрального рынка — долгосрочное планирование, так что ключевым показателем успешности менеджмента исполнительских искусств на годы вперед станет не творческая и даже не экономическая эффективность, а в первую очередь стрессоустойчивость. В этом смысле особенно примечательно смотрится случай Пермской оперы: театр, готовящийся отметить 150-летний юбилей, в первые выходные сентября открыл сезон с двойной презентации — нового руководящего состава и впечатляющей антикризисной программы.
Время стресс-тестов для пермяков наступило еще год назад, когда театр лишился своего «первого лица» — Теодора Курентзиса, променявшего художественное руководство государственным стационаром на резиденцию в петербургском Доме радио и свободное гастрольное плавание по всему миру. Прошлым летом последний оплот пермской культурной революции 2008–2012 годов, любимец европейских топ-фестивалей и самый популярный академический музыкант нашей страны увез с собой значительную часть оркестра и хора — костяк собранного по всероссийским сусекам коллектива musicAeterna. Тогда Пермскому театру на ходу предстояло решить сразу две сложнейшие задачи — пополнить кадровый состав и сформировать новую художественную политику: все главные хиты Пермской оперы 2010-х — от трилогии опер Моцарта на либретто Лоренцо Да Понте до «Травиаты» Роберта Уилсона — были изначально заточены под участие в них Курентзиса и не слишком часто появлялись в афише даже в лучшие времена, а теперь совсем уж сошли с дистанции. Театру нужно было не просто обновить репертуар — требовалась перезагрузка всей системы.
Символично, что за нее взялись недавние соратники Курентзиса, еще не успевшие потерять вкус к амбициозным проектам и экстравагантным предприятиям,— генеральный директор Андрей Борисов в свое время возглавил театр с подачи Курентзиса, а новый музыкальный руководитель Артем Абашев на протяжении многих лет оставался его правой рукой. Под конец прошлого года в статусе главного режиссера к ним присоединился Марат Гацалов — экс-худрук Новой сцены Александринского театра, на счету которого до сих пор числился лишь один (и к тому же далеко не бесспорный) оперный спектакль, но зато известный умением собирать вокруг себя сильные творческие команды. Кадровый пазл окончательно сложился уже этим летом, когда