«Мозаика — огромный сложный организм»
После завершения основных работ по украшению храма Святого Саввы в Белграде уже ничто не напоминает, что всего четыре года назад вместо сияющей золотом мозаики были голые серые стены. О том, как шла работа над художественным убранством самого крупного православного храма на Балканах, «Огоньку» рассказал его создатель, академик российской Академии художеств Николай Мухин.
— Николай Александрович, как начиналась работа над главным украшением храма — его мозаикой? Сколько мастерских понадобилось, чтобы собрать мозаику, которая насчитывает несколько миллионов фрагментов общим весом свыше 300 тонн?
— Начинать нужно даже не с этого. Создавая мозаику, нужно прежде всего не тонны считать, а понимать, для чего ты делаешь это художественное убранство и какой будет его стилистика. Храм Святого Саввы построен по подобию Святой Софии Константинопольской. Это, наверное, лучший храм, построенный в таком стиле архитектором Александром Дероко (сербский архитектор, художник и писатель ХХ века, автор планов храма в Белграде.— «О»). Но прежде, чем приступить к работе над мозаикой, нужно было выиграть конкурс. Мой проект, который представляла организация «Московский Фонд содействия ЮНЕСКО при Российской академии художеств», занял первое место, и я получил право благоукрашать храм.
В 2016 году я приступил к эскизам, а уже в 2017 году мы начали работать над мозаикой. Для того чтобы благоукрасить храм, нужно было создать эскизы, затем цветные картоны в натуральную величину и только потом по ним создавать мозаику. Поскольку храм посвящен Святому Савве, то есть были пожелания, чтобы в убранстве было представлено наибольшее количество сербских святых, преподобных мучеников, государственников, князей, деспотов и, конечно же, общехристианские темы.
Чтобы решить такую сложную задачу, кроме художника над проектом должны были работать еще ученый и богослов. В данном случае богословом был ныне почивший Его Святейшество патриарх Сербский Ириней, который благословлял нас на эту работу, а ученым — доктор искусствоведения, специалист по древнерусской и средневековой церковной живописи Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, с которой я работаю уже много лет. Мы с ней составили сценарий, который был утвержден сербской стороной, а затем постепенно воплощался в жизнь.