Не только налоговый маневр: как еще государство может помочь IT-компаниям
Поддержка IT-отрасли в виде налоговых льгот не очень эффективна и оставляет возможности для злоупотреблений. Государство могло бы поддержать компании и другим способом — субсидируя заказчикам покупку ПО, считает генеральный директор АО «Новые коммуникационные технологии» Наталия Агафонова
16 июля состоялось заседание правительства России, на котором министр финансов Антон Силуанов доложил о законопроекте, предусматривающем снижение налоговой нагрузки для IT-компаний. Вечером в тот же день правительство внесло в Госдуму законопроект по налоговому маневру. Скорость принятия решения свидетельствует о важности индустрии для власти. Ранее Владимир Путин предложил снизить ставку страхового взноса и налог на прибыль, что, конечно, поддержит отрасль.
Дополнительная поддержка IT-компаниям не помешает. В мае Минкомсвязи подсчитывало, что во втором квартале 2020 года отрасль может стать убыточной, а за год потеряет 30 млрд рублей прибыли. В IT главные затраты — фонд оплаты труда, который может достигать от 70% до 90% затрат компании. И в кризисные времена, а особенно в условиях пандемии и снижения бюджетов заказчиков, эти затраты довольно сложно сократить. Разве что увольнять людей.
Однако одних льгот для поддержания отрасли недостаточно — они даже могут дать негативный эффект. В мерах, озвученных премьер-министром Михаилом Мишустиным на совещании с представителями отрасли в Иннополисе, тоже есть нюансы, которые нужно обсуждать.
Льготы с осложнениями
С самого начала 2020 года обсуждалось довольно много вариантов поддержки отрасли. В начале июня Путин провел совещание с представителями IТ-компаний — ассоциацией «Руссофт», «Яндексом», Mail.ru Group, «Ростелекомом» и другими. На нем представители бизнеса вновь подняли вопрос о поддержке со стороны государства.
Сейчас для IT-компаний ставку страховых взносов хотят сократить с 14% до 7,6%, а ставку налога на прибыль снизить с 20% до 3%. C одной стороны, это весьма прогрессивные шаги. Однако компании, являющиеся резидентами особых экономических зон, уже сейчас имеют ставку страховых взносов 7,6%, и для них в этой части ничего не изменилось.
Схожим образом обстоят дела и с налогом на прибыль. Эффект от снижения базовой ставки с 20% до 3% не затронет резидентов Сколково, которые применяют нулевую ставку налога на прибыль, резидентов Иннополиса, использующих в течение первых пяти лет двухпроцентную ставку, равно как и резидентов особых экономических зон. Например, резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в течение первых шести лет проекта имеют льготную ставку налога на прибыль 0%. Таким образом, снижение ставок страховых взносов и налога на прибыль не окажет положительного влияния на всю IT-отрасль.
Большую дискуссию вызвала отмена нулевого НДС на продажу прав на программное обеспечение или лицензий на него. Софтверные компании обязаны были бы платить 20% НДС. Самим компаниям это сулило бы еще больше налогов, чем до налогового маневра. Бюджет, по подсчетам Минкомсвязи, смог бы получить за счет этой меры около 42,5 млрд рублей.