Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техникаНаука

Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Автор: Игорь Край

Юпитер

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры, описывающие его величие, ни о чем уже не говорят. Относительные мерки красноречивее. Юпитер не просто больше других планет Солнечной системы. Он в два с лишним раза превосходит их все вместе взятые. Семьдесят процентов массы окружающих Солнце тел – от планет до пыли – это один только Юпитер.

Почему Юпитер намного больше других планет?

Вопросы, почему одну из планет угораздило так разрастись, и почему ею оказался именно Юпитер, вполне правомерны. Расположение и массы планет в системе не случайны. И это видно даже невооруженным глазом. По краям. Венера и Земля примерно одинаковы. То же можно сказать об Уране и Нептуне. Меркурий и Плутон выбиваются из общего ряда, но это имеет отдельные объяснения. Главное же: в центре построения наблюдается какая-то ерунда: крошечный Марс, дырка вместо планеты, колоссальный Юпитер и Сатурн – тоже не маленький.

Протопланетный диск

Начинать нужно с начала – с газопылевого диска, окружавшего рождающееся Солнце. Диск – это нечто плоское. В действительности, впрочем, плоским, как кольца Сатурна, он не был, а в сечении, скорее, напоминал сигару. И к тому же имел неодинаковую, возрастающую к внутреннему краю плотность. Неравномерно возрастающую, ибо по диску еще и проходила спиральная волна, аналогичная волне, образующейся на воде, уходящей в воронку. Вещество остаточного диска все еще поглощалось Солнцем.

Когда плотность диска упала, пылинки перестали тормозиться в столкновениях, и каждая из них вышла на круговую орбиту, спираль распалась на десять колец, узких и плотных внутри системы, и широких, но разреженных, ближе к краю. И масса каждого из колец в первый момент была примерно одинаковой. Побольше в середине, где плотность вещества и занимаемый им объем оптимальным образом гармонировали, поменьше по краям. Однако можно сказать, что каждой из будущих планет отводилось примерно равное количество материала.

Каким же образом Юпитеру в итоге удалось собрать почти все? Первый момент – это легкие газы. Протосолнечная туманность, как и любая в Галактике, состояла из водорода и гелия на 98,5%. То, что часть водорода входила в соединения с углеродом и кислородом, – отдельный вопрос. Важно же в данном контексте, что Юпитер состоит из водорода и гелия на 92%. Земля же – на 0%. Масса формирующейся планеты растет лавинообразно: чем она выше изначально, тем больше летучих веществ будет удержано. И только тяжелые из планет могут удержать водород, что само по себе означает доступ к на порядок большему количеству материала.

Но если кольца имели примерно равную массу, почему изначально Юпитер получил преимущество, позволившее ему начать собирать водород? Причиной этого была относительная удаленность, а значит, и низкая температура вещества в его кольце. Если в окрестностях Земли вода присутствовала в виде пара, то в окрестностях орбиты Юпитера – в виде снега, немедленно включившегося в процесс формирования планетезималей.

Однако это лишь часть объяснения. Кольца Сатурна, Урана и Нептуна были еще холоднее. Там замерзали уже и тяжелые газы, начиная с углекислоты. И потом, даже если считать только железокаменную составляющую массы, Юпитер превосходит Землю в десять раз. Тогда как Уран и Нептун имеют «стандартные» ядра примерно земной массы.

На втором этапе росту Юпитера помогло Солнце, прошедшее стадии протозвезды и молодой звезды и «включившее» термоядерный механизм выделения энергии. Это напоминало взрыв. Внешние, холодные еще, слои хромосферы были сорваны. Солнечный ветер сдул остатки еще не вошедших в состав планетезималей и планетоидов газа и пыли… куда смог. Сил новорожденному Солнцу хватило, чтобы доплюнуть примерно до середины системы. Таким образом, значительная часть вещества, первоначально принадлежавшего внутренним пяти кольцам, попала в состав шестого. Но Сатурну тоже кое-что перепало.

В дальнейшем шестое кольцо продолжало пополняться уже постольку, поскольку столкновения планетоидов во внутренних кольцах приводили к испарению вещества. Юпитер, в этот период существовавший лишь потенциально, в виде пояса планетоидов размером с Нептун, рос как на дрожжах и успел завершить формирование первым.

Окончательно же определил отношение массы Юпитера к массам других тел системы беззастенчивый грабеж. Став планетой в момент, когда в прочих кольцах еще не завершилось взаимопоглощение планетоидов, и возразить его притязаниям было некому, гигант просто запустил гравитационную лапу в чужие владения и начал таскать материалы к себе. Даже если считать лишь железо и кремнезем, – остальное Юпитер забрал раньше, ближайшее пятое кольцо – «кольцо Фаэтона» – было поглощено им практически полностью. Четвертое – почти полностью. Остатков хватило на Марс, хотя изначальное количество условного камня в этом поясе составляло 1,5–2 земных массы. Кое-что, но тут уж ущерб не был критичным, Юпитер забрал и у Земли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме» Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме»

Мы все рефлексирующие ребята, особенно артисты, у нас вообще расшатанные нервы

Караван историй
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Найди меня Найди меня

Зачем люди ищут свои корни и почему готовы платить за это огромные деньги

Grazia
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино

Вся школа жизни, все драки со старшим братом, мне это тоже закалило характер

Коллекция. Караван историй
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
На пробу На пробу

Как диагностировать туберкулез?

Лиза
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Взяли и сделали Взяли и сделали

Истории классных бизнесов, сделанных женщинами

Новый очаг
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении