А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

МотоАвто

В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска? Для чего? Чтобы проследить, как развивалась конструкторская идея, что изменилось в лучшую сторону, что осталось неизменным, а что стало хуже. Для того, чтобы понять, как эволюционировал класс. Этим материалом мы открываем новую рубрику «Эволюция».

Текст Дениса Dean Панфёрова. Фото Максима DeeTroy

Слева направо: BMW F900XR 2020 / 895 см³ / 105 л.с. / 219 кг от 898 000 руб., Husqvarna Nuda 900 2012 / 898 см³ / 105 л.с. / 193 кг 350 000–500 000 руб.

Начнём мы повествование с 2006 года, когда в модельном ряду BMW появились мотоциклы с рядной «двойкой» объёмом 800 см3: F800S и F800ST. Это был плод сотрудничества BMW и австрийской компании Rotax, которая делала для них моторы. Сам по себе этот двигатель был интересен схемой гашения вибраций: вместо балансирных валов, которые обычно применяются в подобных конструкциях, здесь сделали третий шатун и закрепили на нём груз, примерно равный весу двух действующих поршней. Цилиндры смотрят вверх, балансирующий груз висит внизу. Ходят они навстречу друг другу, что напоминает оппозитный двигатель, в котором по определению отсутствуют вибрации первого порядка. Похожее решение, только не с грузом, а с полноценным балансирующим поршнем, движущимся в оппозитном цилиндре, сейчас применяется на скутерах Yamaha T-Max и SYM Maxsym TL.

В 2008 году к F800S и F800ST с алюминиевой диагональной рамой добавились внедорожные F800GS и F650GS (моторы у них были одного объёма, но для модели «650» его дефорсировали и поставили подвески попроще). На «гусях» уже была стальная трубчатая рама «птичья клетка». В 2009 году появился F800R – нейкед с рамой от S и цепной передачей от GS (на S и ST привод осуществлялся зубчатым ремнём).

В 2013 году боковой пластик F800ST замкнули под мотором, сделали стекло повыше и добавили кофры в штатную комплектацию. Появился F800GT.

В таком виде с небольшими доработками по части дизайна семейство F просуществовало до 2017 года, когда BMW полностью отказался от австрийских моторов Rotax, отличавшихся надёжностью, но обладавших малой удельной мощностью и неприятным зудом, передаваемым на руль и подножки на типичных для автобанов скоростях 120–140 км / ч. Идеально сбалансированная в теории схема построения мотора на практике оказалась не лишена недостатков.

В 2018 году на смену австрийским восьмисоткам пришли 850‑кубовые моторы собственной разработки, производство которых было налажено в Китае на заводе Loncin. Вместе с моторами поменялся и весь мотоцикл, причём это было не косметическое изменение, а совершенно новая конструкция: диагональная рама, сваренная из стальных штамповок, бак между рулём и сиденьем, а не под сиденьем, как было на F800, новый маятник и совершенно новый дизайн. Первыми были F850GS и F750GS, у которых одинаковые моторы, но разное оснащение. Через два года к ним добавились F900R и F900XR с немного подросшим рабочим объёмом, коваными поршнями и увеличенной степенью сжатия.

А при чём тут Husqvarna? Дело в том, что BMW в 2007 году выкупил у Клаудио Кастильоне этот бренд. Для чего? Этого на данный момент никто объяснить не может. Тем не менее немалые деньги в развитие модельного ряда итальянской марки были вложены. За основу брались немецкие платформы с двигателями от G450X, F650GS и F800GS, но по части дизайна и применяемых компонентов итальянцев никто не стал ограничивать. Может быть, в этом и заключалась идея сделки: взбодрить и освежить немного модельный ряд, погрязший в традиционализме и немецкой прагматичности. Итогом работы стали TR650 в двух исполнениях Terra и Strada, они построены на базе G650GS, и Nuda 900, являющаяся компиляцией рамы от F800GS с маятником и колёсами от F800R.

Эти мотоциклы производились на заводе Husqvarna около озера Комо всего два года (2012 и 2013), а в 2013 году BMW неожиданно избавилась от итальянского актива, в который было вложено немало денег, продав его австрийцу Штефану Пиереру, который на тот момент уже владел 51 % акций КТМ. Так Husqvarna попала под влияние австрийской марки, купившей сам бренд, но не взявшей итальянский завод в придачу. Производство старых моделей, созданных в сотрудничестве с BMW, было одномоментно остановлено.

Кроме разработки собственного дизайна и доработки подвесок, итальянцам разрешили залезть в мотор, чего сама BMW не делала ни разу за всё время существования серии F800 с 2006 по 2017 год. И плодом этого «залезания» стал двигатель, радикально отличающийся по своим характеристикам от первоисточника. После увеличения диаметра цилиндра и хода поршня рабочий объём увеличился с 798 см3 до 898 см3, мощность выросла с 86 до 105 л.с., но главное, удалось избавиться от неприятного зуда. В новом коленвале шейки развели на 45 градусов, придав небольшую неравномерность вспышкам. Двигатель по характеру, да и по звуку тоже, стал напоминать харлеевский V-твин с развалом цилиндров 45o. При этом схему балансировки с третьим шатуном оставили. В таком виде мотор получился одновременно мощным, тяговитым, резким и лишённым вибраций, при этом его надёжность сохранилась на прежнем уровне.

С исторической частью покончено, теперь давайте посмотрим, что изменилось за восемь лет, прошедшие между выпуском этих двух моделей – Nuda 900 и F900XR. Почему мы выбрали XR, а не его раздетого брата F900R? Всё дело в ходах подвески. На R они совершенно дорожные – 135 / 142 мм, а на XR более внедорожные – 170 / 172 мм, что ближе к «Нуде». R – обычный нейкед, мотоцикл сугубо дорожный, в то время как XR – кроссовер, который и на асфальте себя чувствует прекрасно, и по бордюрам поскакать не прочь, и на укатанной грунтовке не спасует. Итак, сравнение.

Двигатель

Оба мотора – рядные двойки объёмом почти 900 см3, которые притворяются «вэшками». Husqvarna косит под 45‑градусный твин Харлея, BMW – под 90‑градусный твин Ducati. Nuda балансируется ложным шатуном и грузом, XR – двумя балансировочными валами. Идея разная, но результат похож: оба двигателя не раздражают вибрациями и не заставляют совершать остановки каждые полчаса для того, чтобы размять занемевшие конечности, и приседать-прыгать, чтобы разогнать застоявшуюся кровь в ягодицах. Для обоих мотоциклов декларируется 105 л.с. мощности при одинаковых оборотах 8500. Старый мотор из Австрии почти «квадратный» – при 84 мм диаметра поршней их ход 81 мм. Новый мотор из Китая более короткоходный – 86 мм диаметр, 77 мм ход. Rotax лучше тянет на низах, но быстрее угасает в конце шкалы тахометра, Loncin просыпается чуть позже, но и крутится чуть дальше. На езде это практически никак не сказывается – мотоциклы одинаково разгоняются и с места, и на высшей, шестой передаче в движении, на таких комфортно ездить парой – нет догоняющего и отстающего, их возможности по мотору абсолютно одинаковые.

Даже по части расхода топлива примерно паритет, несмотря на удовлетворение разным нормам «Евро» и десять лет разницы в проектировании. Информация о переходе на резерв на обоих мотоциклах высветилась с разницей 800 метров. Ещё у этих моторов есть одна общая черта: они оба на холодную заводятся не с первого раза, а с третьего. После первых двух запусков они глохнут, поработав секунд по пять-шесть, а с третьего уже работают стабильно. Для F900XR этот баг уже исправили, надо только залить при плановом ТО новую прошивку, а вот для Nuda ничего нового не разрабатывают с 2014 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пони тоже кони Пони тоже кони

Может ли «китаец» со 100‑кубовым моторчиком доставлять удовольствие от вождения?

Мото
Вместо некролога: Конституция России 1993-2020 Вместо некролога: Конституция России 1993-2020

Краткие, но яркие итоги жизни «ельцинская» конституции 1993 года

Forbes
Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим! Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим!

Ольга Бузова достигла того уровня свободы, когда она живет так, как хочет

Playboy
1951: прощание с «Москвой» 1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

Мото
Можно попасть на миллион. Самые большие штрафы ГИБДД. Таблица Можно попасть на миллион. Самые большие штрафы ГИБДД. Таблица

Как простой автомобилист может быть оштрафован на сотни тысяч рублей?

РБК
Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover

Что произойдёт, если забить на регламент своевременного обслуживания Range Rover

4x4 Club
Как создатель полицейского сериала может стать миллиардером в эпоху протестов против силовиков Как создатель полицейского сериала может стать миллиардером в эпоху протестов против силовиков

Сериал «Закон и порядок» стал одной из самых прибыльных телевизионных франшиз

Forbes
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
Правила жизни Евгения Евтушенко Правила жизни Евгения Евтушенко

Поэт, скончался 1 апреля 2017 года в возрасте 84 лет, Талса, Оклахома

Esquire
Космическая эра Бенедикта Редгроува Космическая эра Бенедикта Редгроува

Проект этого фотографа приурочен к 50-летию высадки человека на Луну

Популярная механика
Не просто парень с косичкой: кто такой Niletto и почему о нем все говорят Не просто парень с косичкой: кто такой Niletto и почему о нем все говорят

Как Niletto достиг таких высот? Где научился петь? Да и кто он вообще такой?

Cosmopolitan
Морские черепахи оказались плохими штурманами Морские черепахи оказались плохими штурманами

Дарвин был неправ, думая, что черепахи всегда безупречно находят нужный остров

N+1
Живущие рядом с людьми гризли перешли на ночной образ жизни Живущие рядом с людьми гризли перешли на ночной образ жизни

Как взрослые медведи гризли приспосабливаются к жизни рядом с человеком

N+1
Семь столпов мира Путина. Отрывок из книги Семь столпов мира Путина. Отрывок из книги

Главы из книги «Мир Путина: Россия и ее лидер глазами Запада»

СНОБ
La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю? La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю?

Сколько яиц можно есть и как рекомендуют их употреблять?

ИноСМИ
Шесть лайфхаков, для угодивших в ДТП Шесть лайфхаков, для угодивших в ДТП

Эти советы спасут твои нервы, а возможно — и деньги

Maxim
Свободу Бритни Спирс! Что случилось с певицей, и почему она просит о помощи Свободу Бритни Спирс! Что случилось с певицей, и почему она просит о помощи

Бритни Спирс вот уже на протяжении 12 лет находится под опекой своего отца

Cosmopolitan
Как ухаживать за жирной кожей Как ухаживать за жирной кожей

Объясняем, почему вам нужно выбросить мыло и забыть про скрабы

GQ
Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы

Отрывок из книги «Это мой конек: Наука запоминания и забывания»

РБК
Химия и пол Химия и пол

Ксения Рождественская об «Опасном элементе» Марджан Сатрапи

Weekend
Тайны Воронцовского дворца Тайны Воронцовского дворца

История Воронцовского дворца от графской семьи до государственной дачи

Караван историй
Ученые проследили за бездействующими коровами Ученые проследили за бездействующими коровами

Бездействие — признак того, что животное скучает или находится в депрессии

N+1
Как носить запонки на рубашке: подробный гайд для стильных парней Как носить запонки на рубашке: подробный гайд для стильных парней

Как и когда носить мужские запонки?

Playboy
10 мужчин, которые добились успеха в зрелом возрасте 10 мужчин, которые добились успеха в зрелом возрасте

От Ван Гога до Джона Хэмма — все эти мужчины стали знаменитыми после 30 лет

Esquire
«Оттепель: События. Март 1953 — август 1968 года» «Оттепель: События. Март 1953 — август 1968 года»

Отрывок из книги Сергея Чупринина, посвященный событиям октября 1962 года

N+1
ABC (Испания): зловещая причина, по которой человек разумный выиграл у неандертальцев ABC (Испания): зловещая причина, по которой человек разумный выиграл у неандертальцев

Неандертальцы были сильнее человека разумного. Однако наш вид жив, а они вымерли

ИноСМИ
Беспилотный автомобиль для Марса: что внутри ровера Perseverance и с какими трудностями NASA столкнулась при разработке Беспилотный автомобиль для Марса: что внутри ровера Perseverance и с какими трудностями NASA столкнулась при разработке

Новая разработка для изучения Марса

VC.RU
Прыщи — от молока, отеки — от сладкого: как съеденное влияет на внешность Прыщи — от молока, отеки — от сладкого: как съеденное влияет на внешность

Часто провокаторы неприятностей с кожей находятся на твоей тарелке

Cosmopolitan
7 cамых наглых взяточников в истории 7 cамых наглых взяточников в истории

Мелкие взяточники попадают в тюрьму. Крупные — в историю

Maxim
Открыть в приложении