Мириться или расставаться?
Если семейная жизнь дала трещину, чувства угасли и кажется, что вас связывают лишь обязательства, — остается только развод? Или лучше сохранить видимость семьи? Психоаналитик Грант Бреннер предлагает честно ответить себе на вопрос: ради чего оставаться вместе? Возможно, есть смысл по-новому взглянуть на отношения и сделать все, чтобы брак наконец стал счастливым. Или… попрощаться навсегда.
Жизнь часто подбрасывает нам головоломки. Сколько раз мы стояли перед сложным выбором: кем стать, где жить и работать, следовать ли плану или доверять интуиции, действовать или плыть по течению, как справиться с болезнью или потерей.
Любовь и брак — один из самых сложных выборов. По давней традиции мы даем спутнику жизни торжественную клятву оставаться с ним до конца дней, в горе и в радости. По сути, религиозные каноны вынуждали супругов во что бы то ни стало сохранять семью или, по крайней мере, создавать ее видимость.
Сегодня традиционная концепция брака рушится на глазах: шансов остаться вместе у современной пары примерно 50/50. Орел или решка. Общественная мораль по-прежнему твердит: «Терпите!» Но разбежаться намного легче, особенно когда оба соглашаются освободить друг друга от обетов и не боятся кары небесной за разрушение священных уз.
Вполне понятно, почему распадается столько браков. Зачем поддерживать статус-кво и искать компромиссы, если нынешний культурный контекст не запрещает и даже поощряет разводы? К чему разбираться в своих чувствах, если считается, что здорово быть свободным от брачных оков? Вот и получается, что нет смысла тратить время на серьезный разговор с самим собой, без которого, увы, отношения никогда не перейдут на новый уровень.
Ненавижу, но люблю
Попробуем усложнить задачу: в отношениях немало хорошего, но аргументы в пользу совместной жизни равноценны аргументам в пользу разрыва. Безусловно, бывают и нездоровые причины: искаженные родительские установки, садомазохистские наклонности и созависимость, насилие (один партнер угрозами удерживает другого), тревожные расстройства или чисто меркантильные интересы.