Когда разум молчит: зачем предприниматели обращаются к таро и гипнокоучам
Принятие решений требует предельной рациональности. Но иногда процесс заходит в тупик, и тогда мы обращаемся к неожиданным советчикам вроде гороскопов или карт таро. «РБК Стиль» разбирается, так ли это бессмысленно, как подсказывает нам разум
Обычно вера в то, что астрология — лженаука или попросту суеверие, остается непоколебимой до тех пор, пока лента в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) не выдает статью с заголовком «Названы самые распространенные знаки зодиака среди миллиардеров — и это хорошие новости для Весов» (такой пост действительно был в 2019 году). В этот момент Весы должны проявить стоическое самообладание, чтобы улыбка волей-неволей не проскользнула по их лицу, а в голове не завертелась мысль «Ок, это все ерунда, но что, если…». Конечно, вряд ли кто-то решит, что может стать миллиардером только потому, что ему посчастливилось родиться в нужное время, но надежда на собственную исключительность порой бывает слишком сильной.
Очевидно, что на успех человека в бизнесе влияет не столько натальный Уран или транзитный Меркурий, сколько способность предугадать тренд и заработать на нем. А интерес к астрологии, хиромантии и прочей экстрасенсорике — растущий тренд: только американский рынок подобных услуг компания IBISWorld оценивает в $2 млрд. Так что н удивительно, что в эту сферу полились деньги инвесторов. Например, разработчки приложения Co-Star, которое выдает пользователям персонализированный гороскоп по подписке (его составляет искусственный интеллект), привлекли в Кремниевой долине более $5 млн инвестиций.
Значит ли это, что инвесторы и бизнесмены сами верят в возможность звезд влиять на нашу жизнь? Необязательно. Партнер венчурного фонда Five Four Ventures Дэвид Бирнбаум, который вложился в астрологическое приложение Sanctuary, объяснил The New York Times, что к астрологии относится скептически, но видит потенциал этого рынка. Однако на каждого Бирнбаума есть свой Цветков: историю основателя «Уралсиба» Николая Цветкова, увлекшегося онтологией и восточными практиками, Forbes рассказал в 2015 году. В частности, топ-менеджеров банкир подбирал, исходя из нумерологической совместимости (она рассчитывается на основании даты рождения). Живы идеи Цветкова и пять лет спустя. В августе 2020-го сайт «Работа.ру» провел опрос руководителей и HR-специалистов российских компаний, который показал, что каждый шестой владелец бизнеса при выборе сотрудника обращает внимание на его знак зодиака, в то время как самих рекрутеров этот вопрос вообще мало волнует.
Астрология — только вершина айсберга: поколение миллениалов проявляет особый интерес к мистическим практикам и часто обращается за советам к предсказателям. Последние в свою очередь и без хрустального шара видят возрастающий спрос, реагируя на него быстрее, чем успевают сбыться сами предсказания. При этом не всегда речь идет о чем-то паранормальном.
Как карта ляжет
Казалось бы, в наше время, чтобы получить любую информацию, достаточно обладать подключением к интернету, и тогда, как известно, найдется все. Но основатель и руководитель центра личностного роста Visionerium Владислава Петлер уверена, что этого мало: при принятии важных решений куда важнее подключиться к собственному подсознанию. Для этих целей она использует бизнес-таро.
Своих клиентов Петлер просит оставить все стереотипы о таро еще на подходе к центру: по ее словам, бизнес-таро это не гадание по картам с предсказанием будущего, а психологический инструмент, позволяющий человеку отыскать в своем подсознании необходимую информацию, которая в момент принятия решений может блокироваться из-за страха столкнуться с неприятной реальностью. Расклад на таро должен помочь там, где логика молчит. Петлер призывает отключить разум и довериться интуиции, обратить внимание на сигналы, которым клиент до этого не придавал значение: «Бывает, что объективная реальность входит в конфликт с интуицией, и тогда нам сложно сориентироваться, мы утопаем в обилии вариантов. А значит, теряем время, возможности и деньги».
Владислава Петлер работает в трех направлениях. Первое — диагностика: расклад таро призван прояснить запутанную ситуацию и открыть перед человеком возможные перспективы. Второе — прогноз: не обещание конкретного результата, но составление некой дорожной карты, которая может привести к тому или иному варианту. Третье — ретроспектива: в этом случае карты должны помочь проанализировать уже совершенные ошибки и выявить причинно-следственные связи, которые привели к неудаче, чтобы в следующий раз ее избежать. «Часто ко мне приходят клиенты, которые до конца не понимают, почему заведомо выигрышное дело закончилось провалом, — объясняет специалист. — Тогда мы детально рассматриваем ситуацию из прошлого и находим факторы, которые привели к поражению».