Инклюзия и разнообразие: как предрассудки мешают компаниям добиваться успеха на современном рынке
Что объединяет Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter, Pinterest, Uber и, например, IKEA? Все эти компании считаются самыми прогрессивными, потому что руководствуются принципом Diversity&Inclusion, то есть разнообразия и инклюзии в кадровой политике. Forbes Life рассказывает, как современный бизнес пришел к мысли, что людей нельзя судить по их внешнему виду, возрасту, полу, состоянию здоровья или национальности.
Никто не может изменить возраст, расу, гендер или сексуальную ориентацию. Люди рождаются и живут с разным состоянием здоровья, и бывает, что оно резко меняется, а вслед меняются способности и потребности человека. Но права каждого человека — на работу, образование и общение, творчество, участие в жизни общества — остаются неизменными и равными для всех. Из этой мысли появилась стратегия Diversity and Inclusion (сокращенно D&I), в буквальном переводе это означает «разнообразие и инклюзия». Крупные международные компании, такие как Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter, Pinterest, Uber, IKEA, ежегодно публикуют Diversity Reports — отчеты о равных возможностях, делясь своими целями, опытом и выводами. Выводы 2019 года можно сформулировать примерно так: «Мы сделали много, но нужно сделать еще больше».
Гендерный вопрос
В первую очередь компании стремятся уравнять количество мужчин и женщин в штате и на руководящих позициях. Сейчас женщин в штате международных компаний 30–40%, а ближе всех к гендерному равенству подобрался американский офис Apple. Среди всех нанятых компанией сотрудников в этом году чуть больше половины (53%) — женщины. Для женщин, которые хотят занять руководящие должности, по всему миру проводятся специальные тренинги и курсы. Российский офис Google рассказал о программе I'm remarkable («Я выдающаяся»), которая помогает сотрудникам, в первую очередь женщинам, научиться говорить о своих достижениях. Идея пришла из главного офиса Google: среди инженеров компании принято самовыдвижение на повышение. Со временем выяснилось, что, если у кандидата появлялась возможность выдвинуть себя на более высокую должность, мужчины проявляли инициативу, если соответствовали требованиям хотя бы на 60%, а женщины — только если считали соответствие стопроцентным. Программа I'm remarkable учит уверенно, без стеснения заявлять о своих профессиональных и личных достижениях и подниматься по карьерной лестнице. На сегодняшний день в ней приняли участие более 1000 человек в России, и это не только сотрудники Google, но и сотрудники SAP, «Северстали», Unilever и других крупных компаний и государственных учреждений.
Однако 63% российских компаний по-прежнему ничего не делают для улучшения положения женщин.
Также в ежегодных отчетах компаний можно найти статистику по этническому многообразию, данные по равной оплате труда, данные о возрасте сотрудников, а также истории успехов и неудач, сведения о том, какие цели компания ставила перед собой в прошлом году и какие она хотела бы достигнуть в будущем. Сотрудники компаний делятся своим опытом и рассказывают, какой они видят свою компанию сейчас и в будущем. Данные публикуются открыто, в том числе как доказательство того, что новое направление развития не социальная миссия, а успешная бизнес-стратегия, которая приносит видимые экономические результаты. Исследование, проведенное консалтинговой компанией McKinsey & Company в 2018 году, охватило более 1000 компаний в 12 странах мира и подтвердило, что организации, у которых показатели гендерного и этнического разнообразия в управлении наиболее высоки, имеют вероятность превышения доходности компаний по отрасли на 21% в первом и 33% во втором случае.
Гармония — в многообразии. В понятие diversity входят не только привычные критерии, такие как этническая принадлежность или гендер, но и уникальные навыки каждого человека, понимание культуры, в которой он рос, доступность образования, межпоколенческие особенности, исторический бэкграунд его родной страны. Индивидуальность каждого члена команды может быть использована во благо, особенно если речь идет о работе в международных компаниях, чьей целевой аудиторией является все современное общество. Ели Йоффе, старший менеджер Amazon, в официальном видеозаявлении компании называет diversity главной движущей силой компании и общества: «Разнообразие личностей в команде помогает нам думать шире и быстрее внедрять инновации». В современном мире скорость — один из главных показателей эффективности. Сегодня успеха добиваются компании, которые действуют быстро, но думают «медленно»: взвешивают все возможные риски и обстоятельства. Чем разнообразнее знания, жизненный опыт и способности участников команды, тем выше шансы на объективную оценку ситуации и решение, учитывающее интересы максимального количества людей.
Например, программа Siri должна думать на разных языках и адаптироваться под менталитет каждой страны. Яэль Гартен, директор по науке и аналитике данных в Siri, во время лекции в Стэнфорде в 2017 году заявила, что без «смешанной» команды они бы не создали Siri: «Если данные не охватывают все население, наша программа не подходит и для одного человека». Если diversity помогает собрать всех людей в общество, группу или компанию, то inclusion (инклюзия) помогает всех объединить. Например, в Новой Зеландии жестовый язык — официальный язык государства, наряду с английским и языком маори. Его изучают в школах, чтобы у всех жителей страны был способ найти общий язык. Не всех людей можно научить говорить, это факт, зато вполне можно изменить законы государства, а вслед за ними и школьную программу, чтобы они соответствовали базовым потребностям людей: быть услышанными.