Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов

ForbesКультура

Живая античность

Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов.

Григорий Бальцер, антиквар, основатель агентства Baltzer Auction Agency and Services, член правления международной конфедерации антикваров и арт-дилеров /forbes.ru/grigoriy-balcer

Три римские скульптуры II века н. э. на предаукционной выставке Sotheby’s в Лондоне. Ноябрь 2018 года

Античность: красиво, но очень скучно. Безрукая Венера, безголовая Ника, монотонные ряды голов, рук, тел — всем этим мы досыта наелись еще в школьные годы в музейных залах. Чем, казалось бы, это может заинтриговать современного коллекционера? Однако, рынок коллекционных антиков существует, и на указанные вопросы есть несколько ответов.

Во-первых, кажущееся однообразие музейного материала — проблема скорее не античности, а музея; тот случай, когда количество нейтрализует качество. Вне музейных интерьеров, выбравшись из толпы похожих мраморных тел, условная греческая статуя легко обретает новую жизнь, становясь уже не только историческим материалом, но и эстетическим объектом (чем, собственно, и являлась изначально). И именно это привлекает к «антике» особую категорию покупателей, которая,наряду с коллекционерами, тоже формирует спрос. Речь о декораторах, и даже шире — о людях, которые специалистами не являются, а просто хотят украсить свой дом. И это настолько расширяет круг возможных покупателей, что галереи античного искусства становятся отнюдь не редкими гостями на ярмарках искусства современного (например, на Tefaf Maastricht и Frieze Masters). Среди людей, интересующихся античностью, замечены современные художники Марк Куинн, Джефф Кунс и другие. Привлекательность и понятность античности для широкой публики отличает этот рынок от многих других узких рынков коллекционирования.

Во-вторых, надо помнить, что античность — это философия, литература, мифология, и есть масса коллекционеров, которые пришли к своей тематике именно через увлечение этими дисциплинами.

В-третьих, нельзя забывать о том, что античное искусство — по сути, первооснова современного искусства и именно с охоты за античными предметами началась вся история коллекционирования (страстными их собирателями были и Лоренцо Медичи, и Наполеон, и другие). Да и самим представлением о том, что такое красота, мы обязаны коллекциям антиков: именно они сформировали нынешние представления о прекрасном. Творцы эпохи Возрождения считали себя продолжателями античных традиций, а позже идеалы и эстетика Древнего мира не раз послужили ориентиром для развития искусства: ими были вдохновлены классицизм, академизм, ампир.

К античному искусству (искусству Древнего мира, или Ancient Art & Antiquities в аукционных каталогах) относят произведения, созданные в государствах Междуречья, Древнего Египта, Древней Греции и Рима, а также во времена эллинизма. И если антик не подделка, то он по-настоящему проверен временем, ведь шанс дотянуть до наших дней всегда оказывался только у произведений самого высокого качества. Разумеется, существует не так уж и много предметов в коллекционном состоянии, поэтому собирают все, что осталось: скульптуру и керамику (ее сохранилось больше всего), геммы, монеты, печати, стекло и украшения, даже свитки и книги. И если керамика и скульптура — более «массовые» направления коллекционирования, то прочие считаются совсем узкими, для знатоков.

Итак, античность покупают. Но увы: если несколько веков тому назад этот рынок коллекционирования был крупнейшим, сегодня он не особенно заметен. Несмотря на то, что некоторые античные статуи по-прежнему входят в списки самых громких аукционных продаж скульптур (и становятся самыми дорогими сделками сезона в категории «искусство до XX века» на крупнейших аукционах мира), рынок обмельчал настолько, что считается нишевым. В общемировом обороте его доля настолько мала, что его колебания не влияют ни на соседние рынки, ни на картину в целом. Причины те же, что, например, и у рынка старых мастеров: мало первоклассных работ (а те, что появляются, зачастую сразу попадают в музей и на долгие годы изымаются из рыночного обращения), сложности с хранением и реставрацией, проблемы документального оформления.

Ощутимое влияние на развитие рынка в свое время оказала Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в ЮНЕСКО в 1970 году и поддержанная 128 странами. Целью было противодействие волне краж и нелегальной торговли античными предметами, захлестнувшей мир в конце 1960-х: в это время поток артефактов из так называемых южных стран (Греции, Египта, Италии, Ирака и других государств, где велись активные археологические раскопки) на «север» — в богатые страны Западной Европы — заметно усилился.

Конвенция поставила перед государствами-участниками ряд задач. К их числу относились инвентаризация обнаруженных ценностей, стандартизация и разработка экспортных сертификатов, мониторинг торговли, введение уголовных или административных санкций. Были утверждены положения о реституции культурных ценностей и обозначен порядок международного взаимодействия в рамках решения названных задач. Это оказало некоторое депрессивное влияние на рынок: соблюдение правил усложнило процедуру подготовки античных предметов к продаже и несколько затормозило развитие сегмента. Но все же это было и необходимым этапом его эволюции, шагом в сторону оздоровления и прозрачности.

География рынка античности незатейлива: главные торги проводятся преимущественно в Лондоне, здесь же проходит и около 60% главных галерейных сделок. Интересные предметы средней ценовой категории можно встретить на торгах во Франции и Италии. Рекорды же продаж античных статуй и скульптур (именно они среди всех произведений Древнего мира ценятся дороже всего) регулярно ставятся в Нью-Йорке: там были проданы семь из десяти самых дорогих предметов античного мира. Самый «стойкий» результат из топ-10 — £7,9 млн за статую Венеры Медицейской конца I — середины II века н. э. — относится к 2002 году, а самый последний — $30,9 млн за ассирийский рельеф IX века до н. э., — достигнут в 2018-м. То есть мы видим, что рекорды ставятся нечасто, но при этом в топ-10 есть и свежие результаты. Это доказывает, что рынок жив, интерес к нему стабилен и коллекционеры всегда находятся в ожидании уникального ценного лота.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Министерский удел Министерский удел

Семья Александра Ткачева собрала самый дорогой земельный банк в стране

Forbes
«Тот, кто скажет, что понимает и знает Россию, — врет» «Тот, кто скажет, что понимает и знает Россию, — врет»

Почему многие иностранцы решают приехать и остаться именно здесь, в России?

Psychologies
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Нужна ли детям безопасная среда? Нужна ли детям безопасная среда?

Может ли ребенок изучить окружающий мир и обойтись совсем без негативного опыта?

Psychologies
Права сильных Права сильных

10 главных бизнес-историй 2019 года в спорте

Forbes
Почему вам стоит обратить внимание на регби Почему вам стоит обратить внимание на регби

И наконец-то перестать путать этот вид спорта с американским футболом

GQ
Внутренняя энергия Внутренняя энергия

Общая рублевая выручка 200 частных компаний за год увеличилась на 22,2%

Forbes
Внутренняя империя Внутренняя империя

Кто будет спорить: в Северной столице любят повеселиться

GQ
В хорошей форме В хорошей форме

Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин страны — $9,9 млрд

Forbes
Под прикрытием Под прикрытием

Испанцы «ходят по тапас» не ради еды, а во имя настоящей дружбы

Вокруг света
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Последние годы кардинально изменили ландшафт банковского сектора

РБК
Голубая мечта «Зеленых»: удастся ли человечеству сохранить планету для будущих поколений Голубая мечта «Зеленых»: удастся ли человечеству сохранить планету для будущих поколений

Климатическая проблема — самая глобальная из всех проблем человечества

РБК
Алина Ботановна: «Я готова гастролировать с концертами» Алина Ботановна: «Я готова гастролировать с концертами»

О сложностях в блогерстве, личной жизни, первом треке и творческих планах

Cosmopolitan
Глобальный помощник Глобальный помощник

Как торговец чаем Сергей Дашков стал бизнес-ангелом для российских стартапов

Forbes
Лили Джеймс: «Любовь и музыка - больше ничего и не нужно» Лили Джеймс: «Любовь и музыка - больше ничего и не нужно»

Cosmo встретился с Лили Джеймс в Лондоне

Cosmopolitan
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
«Я не ставлю себе задачу вдохновлять»: Билл Гейтс о меняющемся имидже и зависти к Стиву Джобсу «Я не ставлю себе задачу вдохновлять»: Билл Гейтс о меняющемся имидже и зависти к Стиву Джобсу

Миллиардер Билл Гейтс рассказал о своем отношении к Стиву Джобсу

Forbes
«Жуткая обстановка для великого деяния» «Жуткая обстановка для великого деяния»

Участники Всероссийского Поместного собора наблюдали большевистский переворот

Дилетант
Экономика «боев без правил»: сколько боец ММА тратит на подготовку к бою и лечение после Экономика «боев без правил»: сколько боец ММА тратит на подготовку к бою и лечение после

Боец UFC Никита Крылов рассказывает, как потратил 2 млн рублей на восстановление

Forbes
Косметика в тревел-формате: какие ароматы, маски и спреи взять в дорогу Косметика в тревел-формате: какие ароматы, маски и спреи взять в дорогу

Помогаем собрать дорожную косметичку на любой случай

РБК
Петрушки разных широт Петрушки разных широт

Как Петрушка принимал иностранных гостей

Огонёк
Анастасия Заворотнюк испытала сильнейшие боли перед введением в кому Анастасия Заворотнюк испытала сильнейшие боли перед введением в кому

Онкологи сообщили, что 48-летняя актриса слишком поздно обратилась к ним

Cosmopolitan
«Наше поколение — самое везучее»: что сказал Джек Ма на прощание сотрудникам Alibaba «Наше поколение — самое везучее»: что сказал Джек Ма на прощание сотрудникам Alibaba

Джек Ма на прощальной вечеринке

Forbes
Как выбрать бензиновую газонокосилку и забыть про провода Как выбрать бензиновую газонокосилку и забыть про провода

Рейтинг лучших моделей газонокосилок

CHIP
Техническая фигура без политического веса: что известно про будущего посла США в РФ Техническая фигура без политического веса: что известно про будущего посла США в РФ

Уходящего по собственному желанию Джона Хантсмана должен заменить Джон Салливэн

Forbes
18 укладок и окрашиваний, которые этой осенью должна попробовать каждая 18 укладок и окрашиваний, которые этой осенью должна попробовать каждая

Лето закончилось, а это значит, что можно задуматься о смене имиджа

Cosmopolitan
Страха ради. О мотивации российского врача Страха ради. О мотивации российского врача

Почему врачи часто принимают некорректные решения в отношении пациентов?

СНОБ
Цвет земли Цвет земли

Berberlodge — больше похожий на крошечную деревушку, чем на отель

Seasons of life
Бездрожжевая культура Бездрожжевая культура

Косметологи и гастроэнтерологи наперебой рекомендуют противогрибковую диету

Tatler
Открыть в приложении