Гордей Петрик о фильме Дэвида Финчера «Манк»
Главная кинопремьера декабря, а может быть, и всего этого года — эпическое полотно о золотом веке Голливуда «Манк» руки культового режиссера Дэвида Финчера — едва вышла на Netflix, как снова всех друг с другом перессорила. Наверное, ни один фильм автора «Бойцовского клуба» и «Исчезнувшей» так принципиально не разделял его же собственных фанатов на два лагеря. «Ничего не шевельнулось в душе», — пишет телеведущий Михаил Козырев. «У тебя есть другие фильмы, у Финчера будут другие зрители», — отвечает ему кинокритик Антон Долин. О самой виртуозной работе Дэвида Финчера, еще до выхода ставшей главным претендентом на «Оскар», рассказывает Гордей Петрик
В 1941 году свет увидел фильм «Гражданин Кейн» — и, я думаю, давно нет смысла объяснять масштабы этого успеха Орсона Уэллса. В 1971-м в журнале New Yorker вышла длиннющая провокационная статья моднейшего кинокритика Полин Кейл — о том, что это был успех не Орсона Уэллса, зря приписавшего свое имя в графе «сценарий», а забытого сценариста Германа Манкевича (собственно, «Манк»). Набив руку на письме звуковых комедий с бойкими шутками и вооружившись инсайдерским опытом самого обаятельного, привлекательного и пьющего сценариста своей эпохи, он написал roman à clef о медиамагнате Уильяме Херсте. Тогда же и подружился с создателем крупнейшей в Америке издательской империи. Но дурные манеры Манкевича и его любовь посылать всех подряд куда подальше, к тому же прилюдно, рассорила его и с самим Херстом, лишив заказов студии MGM, бюджет которой медиамагнат подпитывал заказами на фильмы-агитки против своего политического недруга Эптона Синклера.
Статью, конечно, за давностью лет забыли, но тут о ней вспомнил Финчер — в сегодняшнем Голливуде такая же икона, как Уэллс в начале 1940-х (с которым в истории киноведения его сравнивали неоднократно). И фильм его в нынешних голливудских рамках — такая же неконъюнктурная вещь, что «Гражданин Кейн». Вроде бы «Манк» мимикрирует под золотой Голливуд и того же самого «Кейна», но снят в широкоэкранном