Удается ли судостроительной отрасли справиться с трудностями?

ФедералПрессБизнес

Морской «портфель»: перспективы судостроения без импортного оборудования

Елена Бутырина

За последние два года с рынка морских транспортных услуг ушли все иностранные суда, которые были задействованы в перевозках российских грузов, к тому же прекратилась поставка судового комплектующего оборудования для выполнения заказов отечественными верфями. Это потребовало развития собственных компетенций для освоения целого ряда критических позиций оборудования, а также скорейшего обновления и наращивания отечественного флота. Задачу по его развитию для выстраивания эффективных торговых потоков в условиях меняющейся логистики и кардинальных перемен в глобальной экономике в своем послании Федеральному собранию в конце февраля поставил президент России Владимир Путин. Удается ли отрасли справиться с трудностями?

Корабельный прогресс

Как сообщила пресс-служба министерства промышленности и торговли России, судостроительная отрасль состоит как из ключевых интегрированных структур — это Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), судостроительная корпорация (ССК) «Ак Барс» (в состав данных структур входит более 100 организаций с общей численностью около 150 тыс. человек и суммарным объемом рынка более 90%), так и обособленных частных компаний — Окская судоверфь, СЗ «Отрадное», Находкинский СРЗ, Ливадийский РСЗ, Онежский ССЗ и ряд других. Всего в отраслевом разделе судостроительной промышленности Реестра ОПК числятся более 200 промышленных организаций, из которых 75 — это судостроительные и судоремонтные заводы.

По данным Минпромторга РФ, всего с 2019 по 2023 год предприятиями отрасли было построено порядка 460 гражданских судов различных проектов, из которых более 350 имели водоизмещение 100 тонн и выше. В 2023 году завершилось строительство 108 судов гражданского назначения, включая 64 судна полным водоизмещением 100 тонн и более. Данный показатель значительно превзошел результат предыдущего года — тогда заказчики получили 84 гражданских судна. Совокупное водоизмещение гражданских судов, построенных в прошлом году, превысило 450 тыс. тонн — втрое больше, чем в 2022 году.

Агентство SeaNews, ссылающееся на информационно-аналитическую систему «Мировой и российский флот», приводит свои данные по крупнотоннажным судам гражданского назначения, построенным российскими корабелами в минувшем году, — 57, в том числе 26 — верфями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в состав которой входят до 80% всех производственных мощностей в России, а 31 — другими предприятиями. Согласно им, лидером по судостроению в прошлом году стал Приволжский федеральный округ, построивший 19 судов, второе место занял Северо-Западный федеральный округ, чьи верфи сдали заказчикам 15 судов, а третье и четвертое — Южный и Дальневосточный федеральные округа — 10 и 8 судов соответственно. В Сибирском, Уральском и Центральном федеральных округах было построено 3 и 1 вспомогательных судов соответственно.

В Минпромторге РФ сообщили, что в рамках запущенной программы строительства нового рыбопромыслового флота в настоящее время в постройке в различной степени технической готовности находятся более 60 судов промыслового флота. Всего в рамках реализации программы инвестиционных квот завершено строительство 24 промысловых судов различных проектов, из них уже в текущем году 3 судна переданы заказчикам.

Судя по информации самой ОСК, в минувшем году портфель сданных заказов ОСК включал 8 судов, построенных в Санкт-Петербурге, Выборге и Хабаровске для рыболовецкой флотилии (речь о двух больших морозильных рыболовных траулерах проекта СТ-192 «Механик Маслак» и «Механик Сизов», морозильном траулере-процессоре проекта 170701 «Капитан Соколов», двух траулерах-процессорах проектов КМТ01 и КМТ02 «Белое море» и «Дмитрий Кожарский», двух краболовах проекта 03141 «Омолон» и «Кедон», краболове проекта КСП01 «Вайгач»), 9 сухогрузов проекта RSD59, сооруженных в Нижнем Новгороде, 2 танкера-химовоза проектов RST25/7 и 00216М, автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев», который был построен амурскими корабелами для эксплуатации на Дальнем Востоке, пассажирские и другие суда. Прошлогодняя закладка на верфях ОСК судов позволит вскоре пополнить отечественный гражданский флот контейнеровозами проекта 00108, многофункциональным аварийно-спасательным судном ледового класса проекта MPSV06М «Анадырь», научно-экспедиционным судном «Иван Фролов», скоростными пассажирскими катамаранами проекта «Котлин», тремя круизными лайнерами проекта 00840 «Карелия». Всего в 2024 году предприятиями корпорации запланировано передать заказчикам 36 гражданских судов. Несколько из них были спущены на воду весной: на астраханской верфи «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта — универсальный сухогруз «Каспийский берег» проекта RSD49 для перевозки генеральных, навалочных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов и опасных грузов в Каспийском, Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях российско-иранской судоходной компанией; на «Восточной верфи», которой управляет Амурский судостроительный завод, — строящееся в рамках инвестпроекта «квоты под киль» пятое судно-краболов проекта 03141 «Пума», ледовый класс которого — (РС) КМ Ice2 (REF) fishing vessel — позволяет эксплуатировать его в мелкобитом льду толщиной до полуметра; на «Северной верфи» — морозильный траулерпроцессор «Капитан Абакумов» проекта 170701 — уже шестой по счету, заказанный рыбопромышленным холдингом «Норебо» для северо-атлантического промысла, а также головной ярусолов-процессор «Гандвик-1» проекта МТ1112XL для рыболовецкой компании «Вирма» — суда построены по программе «квоты под киль». Кроме того, на построенном «Адмиралтейскими верфями» большом морозильном рыболовном траулере «Капитан Мартынов» — четвертом в серии проекта СТ-192 для «Русской Рыбопромышленной Компании» — был поднят Государственный флаг Российской Федерации.

Сошедшие со стапелей других верфей, не входящих в ОСК — «Тюменьсудокомплекта», Череповецкого судостроительного завода, Ахтубинского судостроительно-судоремонтного завода, «Благоверфи», Самарского судостроительного и судоремонтного завода «Нефтефлота», Зеленодольского завода имени А. М. Горького, Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, верфи «Эмпериум» и других, — включали краболовы «Хабаровск», «Шантар» и «Капитан Александров», несколько вспомогательных буксиров и других судов, скоростные суда на подводных крыльях и другие пассажирские суда. Построенные на судостроительном комплексе (СКК) «Звезда» на Дальнем Востоке по заказу «Роснефтефлота » и «Совкомфлота» два танкера типа Aframax — «Академик Губкин» и «Восточный проспект» — пополнили нефтеналивной флот России.

«Еще одним значимым направлением, интерес к которому в России существенно возрос в последние годы, являются круизы на внутренних водных путях. В части круизных судов основных проектов на АО «ССЗ «Лотос», АО «Средне-Невский судостроительный завод», ПАО «Завод «Красное Сормово», а также на мощностях ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» размещены заказы на постройку судов для круизных линий проектов ПКС180, PV300VD, А45-90.2, 00840 «Карелия» и RPV 8714. В части скоростных судов востребованность, прежде всего, подтверждена высокими темпами строительства и имеющимся объемом спроса на продукцию ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева и Зеленодольского завода им. А. М. Горького. К ним относятся суда на подводных крыльях типа «Валдай», «Метеор». Кратный рост туристического потока в Кронштадте в 2023 году обусловлен выводом на линию катамаранов проекта 04580 «Котлин», построенных на Средне-Невском заводе. Также к перспективным относятся суда катамаранного типа проектов HSC150 и HSC200. Отдельное внимание стоит уделить судам с экологичными видами топлива. Верфь «Эмпериум» в рамках программы льготного лизинга реализует проекты постройки судов типа «Экокруизер» (серия из 5 ед.) для Красноярска, Нижнего Новгорода, Перми, Санкт-Петербурга и Самары, а также судов типа «Экобас» для проекта водного электротранспорта г. Москвы (серия из 21 ед.). Также в эксплуатации находится судно на СПГ проекта 03622 «Чайка СПГ» (построено в 2021 г.)», — сообщили в Минпромторге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глава Новосибирского Минстроя: «Скоро начнется эпоха небоскребов» Глава Новосибирского Минстроя: «Скоро начнется эпоха небоскребов»

Как изменится облик Новосибирска в ближайшем будущем

ФедералПресс
Лайфхак для всех! Узнайте, как готовить рыбу и не провонять весь дом Лайфхак для всех! Узнайте, как готовить рыбу и не провонять весь дом

Как избавиться от неприятного рыбного запаха во время готовки?

ТехИнсайдер
Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов» Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов»

Как АИРР помогает регионам добиваться высоких результатов

ФедералПресс
Как удержаться на работе Как удержаться на работе

Почему кто-то может проработать на одном месте много лет, а другие — нет?

Лиза
Прощальная и разрешительная грамота Прощальная и разрешительная грамота

20 февраля 1607 года у Успенского собора собрались толпы москвичей

Дилетант
Красноярские просторы Красноярские просторы

Красноярск славен большим числом музеев и природными красотами

Лиза
У них полоска — всегда в моде: почему моряки носят тельняшки У них полоска — всегда в моде: почему моряки носят тельняшки

Откуда у моряков появилась традиция носить полосатую фуфайку?

ТехИнсайдер
7 признаков того, что вы — латентный манипулятор 7 признаков того, что вы — латентный манипулятор

Манипуляции бывает трудно распознать даже тому, кто сам их совершает

Psychologies
Сила пустоты: новые тайны черных дыр Сила пустоты: новые тайны черных дыр

Несколько новых научных фактов о самом загадочном астрономическом объекте

СНОБ
Не только древность: как познакомиться с современным Новгородом Не только древность: как познакомиться с современным Новгородом

Места в Великом Новгороде, которые покажут, чем он живет сейчас

ФедералПресс
Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва» Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва»

«Сыграла обычную деревенскую бабу, но с огоньком — бабу-звезду, бабу-заводилу»

Коллекция. Караван историй
Судебный роман Судебный роман

«Презумпция невиновности»: новая экранизация сексуально-юридического бестселлера

Weekend
Карнавализация действительности: как устроен светский Петербург Карнавализация действительности: как устроен светский Петербург

Как и чем живет светский Петербург и почему цель — это путь

РБК
Идея для туриста Идея для туриста

Сергей Кузнецов о том, что делает мегаполисы привлекательными для туристов

Правила жизни
Как появилась знаменитая фраза Veni, Vidi, Vici Как появилась знаменитая фраза Veni, Vidi, Vici

Эту фразу повторяли и перефразировали многие мировые правители

ТехИнсайдер
Обновить страницу Обновить страницу

Именитых писателей все сильнее теснят промпт-инженеры человеческих душ

СНОБ
Мир разными глазами Мир разными глазами

Глаза по устройству сродни фотоаппарату, но техника за природой не угнаться

Наука и жизнь
Младенцы из древнего погребения под вишапом в Армении оказались родственниками Младенцы из древнего погребения под вишапом в Армении оказались родственниками

Ученые исследовали останки младенцев, обнаруженные много лет назад в Армении

N+1
«Секретари. Региональные сети в СССР от Сталина до Брежнева» «Секретари. Региональные сети в СССР от Сталина до Брежнева»

Как окружение оспаривало авторитет местных руководителей

N+1
Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить

Что не так с «золотыми визами», чем они не нравятся местным жителям?

Forbes
Лимит на секс: откуда взялся миф, что женщины моногамны Лимит на секс: откуда взялся миф, что женщины моногамны

Почему женщины должны быть моногамны? Откуда взялся этот стереотип?

Forbes
«Великая Лиллиан Холл»: байопик с Джессикой Лэнг о бродвейской актрисе с деменцией «Великая Лиллиан Холл»: байопик с Джессикой Лэнг о бродвейской актрисе с деменцией

«Великая Лиллиан Холл»: почему портрет актрисы с деменцией получился спорным?

Forbes
От первой столицы России к «городу-университету»: Андрей Никитин о том, как меняется Новгородская область От первой столицы России к «городу-университету»: Андрей Никитин о том, как меняется Новгородская область

Губернатор Новгородской области — про серьезные вызовы, стоящие перед регионом

ФедералПресс
Игрушка за $10 тысяч и аксессуары дороже одежды: кто и почему скупает старые куклы Barbie Игрушка за $10 тысяч и аксессуары дороже одежды: кто и почему скупает старые куклы Barbie

Рассказ «дилера» c тридцатилетним стажем о перепродаже старых кукол Barbie

VC.RU
Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом

Где поджидают опасности для слуха, если вы на отдыхе, и как с ними справиться?

Правила жизни
Лодырь, галиматья, джакузи: 7 фамилий, которые сегодня стали обычными словами Лодырь, галиматья, джакузи: 7 фамилий, которые сегодня стали обычными словами

Какие фамилии стали общеупотребительными словами, изменив первоначальный смысл?

ТехИнсайдер
Посмотрите на 4000-летний лабиринт минойской цивилизации! Вот где его нашли: интересные факты Посмотрите на 4000-летний лабиринт минойской цивилизации! Вот где его нашли: интересные факты

Для чего люди минойской цивилизации строили лабиринты?

ТехИнсайдер
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Все о датчике ОЖ: что это такое, как работает, как проверить

РБК
Шелест природы Шелест природы

Олицетворение эстетики экостиля в двухкомнатной квартире

Идеи Вашего Дома
Чтобы кишечник работал как часы: 10 незаменимых продуктов для хорошего пищеварения Чтобы кишечник работал как часы: 10 незаменимых продуктов для хорошего пищеварения

Что входит в топ-10 незаменимых для хорошего пищеварения продуктов?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении