В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

ЭкспертКультура

Меньше слов, больше танцев

В МХТ — премьера спектакля Константина Эрнста и Аллы Сигаловой «XX век. Бал»

Вячеслав Суриков

Фото Екатерина Цветкова

Константин Эрнст выступил продюсером спектакля и соавтором инсценировки. Алла Сигалова — второй соавтор инсценировки и режиссер-постановщик. Для одного из главных российских медиаменеджеров это театральный дебют. Он предпочел осуществить его в жанре пластической драмы, который выкристаллизовался на театральной сцене совсем недавно и оказался необычайно востребованным. Алла Сигалова — один из первопроходцев этого жанра. Она выдающийся мастер историй, рассказанных на языке тела. Сигалова необычайно активна в мире медиа. Возможно, именно это и позволило ей стать для Эрнста связующим звеном с миром театра. Если оценивать хореографов по узнаваемости, то в этом отношении ей нет равных. Ко всему прочему, Сигалова — выдающийся педагог. Работает в том числе в Школе-студии МХАТ. Результат ее педагогической деятельности мы как раз и видим: это «XX век. Бал», в котором занято несколько десятков актеров — все они обладают необыкновенной пластической выразительностью.

Спектакль идет почти без слов. И это одно из его несомненных достоинств. В нем всего лишь несколько монологов, а едва ли не единственный эпизод со словами — «А ну-ка, девушки»: воспроизводятся сьемки одноименной программы, которая выбрана как одна из наиболее ярких ассоциаций с периодом семидесятых. В спектакле звучат записи; одна из них — голос Маяковского в эпизоде, посвященном его отношениям с Лилей Брик. Она нужна, чтобы сделать акцент на этом персонаже, чей голос был одним из его самых ярких выразительных средств. Мы видим телевизионные записи, в том числе историческое выступление Бориса Ельцина, когда он заявляет о своем уходе с поста президента. Эта запись, как и запись Владимира Путина, впервые поздравляющего телезрителей с Новым годом, используется как визуальный образ, отделяющий одну эпоху от другой. «XX век. Бал» прежде всего история времени, в котором даже дуэты или сольные выходы воспринимаются не как отдельные номера, а как часть целого. За исключением одного — латиноамериканского танца в необычайно страстном и эффектном исполнении Ирины Пеговой в том самом эпизоде, посвященном программе «А ну-ка, девушки».

Еще один элемент, который позволяет выделить этот спектакль из общего ряда всех остальных, — его оформление. В нем нет привычных декораций. Визуальный образ пространства создается с помощью двух экранов: один за игровым пространством, второй, прозрачный, — перед ним, он позволяет создавать необычные эффекты, например поезда, мчащегося прямо в зрительный зал и символизирующего собой движение времени. «XX век. Бал» — это новый театр: в нем по-прежнему сильны элементы традиционного драматического и пластического спектакля, но в то же время он оказался в состоянии вобрать в себя достижения современных медиа. Можно предположить, что «XX век. Бал» еще и прообраз русского театра будущего, способного создавать спектакли, которые будут востребованы мировой аудиторией. Это полноценная экспортная продукция: она может быть продемонстрирована зрителям всего мира, и в этом случае не возникнет непреодолимого языкового барьера, столь сильно затрудняющего восприятие остальных произведений русского театрального искусства.

Спектакль не рассказывает какую-то тривиальную историю. Здесь нет привычного набора образов, связанных с тем или иным историческим периодом. И в то же время авторы не уходят слишком далеко от общепринятого канона. Начало века — это беспечные русские аристократы в светлых костюмах. Революционный прорыв — матросы в тельняшках и комиссар в кожаной куртке, с маузером в деревянной кобуре. Затем кратковременный разгул нэпманов, быстро усмиряемый чекистами во френчах — за подбор костюмов в спектакле отвечает Александр Васильев. Юноши в белых сорочках и белых же брюках сдержанно танцуют с девушками в белых платьях, а потом разлучаются с ними и надевают защитного цвета гимнастерки. Пятидесятые приходят в образе лихо двигающих ногами стиляг. Шестидесятые — в образе девушки, танцующей под дождем: цитата из «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. «XX век. Бал» — еще одно доказательство того, что история человечества только в учебнике может быть общей, во всех остальных случаях она исключительно индивидуальна.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться» Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться»

Марина Зудина о новом этапе в карьере и отношениях с Владимиром Машковым

StarHit
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
Отложи трубку! Отложи трубку!

Разбираемся, как перестать думать о бывшем и больше никогда ему не звонить

Лиза
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
Открыть в приложении