Сценарист Игорь Копылов о сериале про советских физиков-ядерщиков

ЭкспертРепортаж

Игорь Копылов, режиссер сериала «Бомба»: «Это была другая война»

На какие источники опирались создатели сериала о работе советских физиков-ядерщиков, почему в нем так важна любовная линия и почему Берия — положительный герой

Вячеслав Суриков

В роли Кирилла Муромцева — Виктор Добронравов

Сериал «Бомба» — один из редких случаев, когда отечественные кинематографисты показывают работу ученых и рассказывают историю создания технологий, предопределивших судьбы человечества. Сериал создан продюсерской компанией Валерия Тодоровского «Мармотфильм». Главные роли в нем сыграли Евгений Ткачук (Михаил Рубин), Виктор Добронравов (Кирилл Муромцев), Евгения Брик (Анна Галеева), Михаил Хмуров (Игорь Курчатов) и Виталий Коваленко (Лаврентий Берия). Режиссер сериала Игорь Копылов («Крылья империи», «Ржев», «Ленинград-46») начинал как театральный актер. В 2001 году сыграл одну из главных ролей в сериале «Ворон». В общей сложности в его активе более 30 ролей. В качестве режиссера дебютировал в 2003 году на сериале «Мангуст». В его режиссерской фильмографии сейчас 25 проектов. Как сценарист работал над 15 фильмами, в том числе над сценарием сериала «Бомба». «Эксперт» поговорил с ним о том, как создавалась «Бомба» и как следует оценивать поступки прототипов героев сериала.

— Как вы для себя сформулировали задачу этого сериала?

— Когда мы приехали в Саров, нам показали книгу, где перечислены все войны с Россией за последние четыреста лет. И промежутка длиннее, чем двадцать-тридцать лет, в этом перечне нет. С 1949 года, когда создали атомную бомбу, у нас были внутренние конфликты, но из внешних противников никто войну с Россией не ведет. Мы хотели показать, что с 1945 года в мире шла другая война, в которой победили уже не атланты, а ботаники. Хотели рассказать о тех героях, о которых до нас никто не рассказывал. Есть очень много историй о том, как жили атомщики и как они создавали атомную промышленность, а она и по сей день номер один в мире: мы сильно всех опережаем по технологиям. Люди, работающие в этой сфере, — достойные, умные, образованные, с сильным внутреннем стержнем. Смотреть на них и общаться с ними — большее удовольствие.

— Какие источники вы использовали в процессе создания сценария?

— Мы общались с участниками событий, посещали закрытые города. У «Росатома» есть обширная электронная библиотека в открытом доступе, к которой могут обратиться все желающие. В Озерске, где был создан первый реактор, «Аннушка», существует музей. Саров по-прежнему закрытый город, но там нам тоже удалось получить впечатление о событиях конца сороковых.

— Есть ли прототип у главного героя сериала — Михаила Рубина?

— Создание атомной бомбы — коллективный проект. Были яркие лидеры: Курчатов, Харитон; список можно продолжать и продолжать. Но не получится в рамках восьми серий рассказать обо всех, кто участвовал в создании атомной бомбы, поэтому мы остановились на главных героях. Вымышленные персонажи — собирательные образы всех остальных ученых.

— Какие особенности жанра кино, показывающего технологический процесс, вы для себя выделяете? Что было самым сложным?

— Нам приходилось иметь дело с объектами, где нельзя снимать — из соображений безопасности. Даже к реактору «Аннушка», уже давно не действующему, нельзя привести съемочную группу из 70 человек и позволить ей делать все, что угодно. Нам приходилось воссоздавать эти объекты в других местах. Реактор — это огромный зал, и надо было где-то найти такой и воспроизвести с максимальной технической достоверностью. Мы понимали, что это кино будут смотреть специалисты.

— Как вы добивались от актеров перевоплощения в образы ученых, так чтобы они могли уверенно манипулировать научными терминами?

— На съемках эпизодов, где использовалась научная терминология и фигурировали формулы, присутствовал научный консультант. Что касается всего остального, то актеры вживались в образы, изучали физику. Они, конечно, не стали физиками-теоретиками, но и в тему, и в характеры своих персонажей погрузились. Нам было важно передать через физическое действие интеллектуальную работу. Приходилось даже доснимать некоторые сцены, чтобы они в большей степени соответствовали действительности. В целом это была обычная для артистов работа, но с акцентами.

— Почему главный герой в финале умирает?

— Мне случалось встречать такую оценку: создание атомной бомбы в денежном эквиваленте обошлось Советскому Союзу почти во столько же, во сколько Вторая мировая война. Даже если это полуправда (хотя мне кажется, что оценка близка к действительности), представьте себе, что получилось бы, если бы деньги направили на восстановление собственной страны. Думаю, карточки в нашей стране после войны отменили бы намного раньше. Атомный проект потребовал невероятных усилий от полуразрушенной страны. Были жертвы, были потери. Финал нашей истории — дань в художественной форме людям, которые положили на этот проект свою жизнь. Но буквально такого не происходило, это, конечно, наша фантазия.

В роли Лаврентия Берия — Виталий Коваленко

— Баланс между сюжетными линиями, любовной и технологической, — как вы его выдерживали?

— Мы всерьез задавались этим вопросом. Выбрали для себя основополагающие поворотные научные события и попытались найти им эквивалент в отношениях главных героев. В четвертой серии вечный второй Муромцев в исполнении Виктора Добронравова делает доклад. Его персонаж предлагает изготовить не горизонтальный реактор, а вертикальный. Это исторический факт. Ученые действительно дискутировали трое суток. Им сказали, что, пока они не примут решение, их не выпустят. В тот момент вечный второй Муромцев получает шанс стать первым. И именно тогда узнает, что у жены роман с его другом. И, выходя к трибуне, видит этому подтверждение. И он должен доказать свою правоту, одновременно понимая, что теряет жену. Или зеркала, которые привозят в Саров для производства имплозивных взрывов. Параметры такого взрыва ученые вычисляли с помощью зеркал — физикам помогало в этом отражение; отражение от зеркала помогло Рубину увидеть Ольгу, и он влюбился в нее.

— Сколько времени у вас заняла работа над сериалом и каких усилий она от вас потребовала?

— Во время показа сериала по телевидению я уехал в воскресенье в командировку и вернулся в следующее воскресенье. Меня не было неделю. Вернулся, а фильм уже прошел. Я подумал: «Это заняло полтора года жизни и оказалось таким коротким». У нас была огромная команда. Мы творчески спорили и волновались до самого последнего дня, когда отдали картину на канал. Я рад, что она понравилась зрителям. В нашей работе — счастливый финал, такой же, как и в истории, которую мы рассказываем. Физически это оказался непростой проект, но творчески он был очень интересен. Валерий Петрович Тодоровский — необычный продюсер: не только организует производственный процесс, но еще и искренне переживает за художественную сторону дела.

— Какова степень участия в нем «Росатома»? Пытался ли он как-то влиять на ваши решения?

— «Росатом» нас пустил туда, куда нельзя попасть. Он предоставил нам людей, с которыми можно было пообщаться. У нас происходили дискуссии только по поводу того, как сделать лучше: так или вот так? Мы сами просили у них консультантов, и нам их предоставили. Но в съемочный процесс они никак не вмешивались. Возвращаясь к финалу: гибель героя в нем исключительно наше художественное решение. И они понимали: это художественный фильм, впервые после «Девяти дней одного года» рассказывающий об отрасли, в которой они работают. Они понимали это. Чтобы отдать дань участникам реальных событий, на титрах мы дали кадры с живыми до сих пор людьми, общавшимися с теми, кто осуществлял атомный проект.

— Образы сотрудников спецслужб в вашем сериале — как вы искали к ним подход?

— Мы не хотели никого показывать плохими или хорошими в зависимости от профессиональной принадлежности. Они делали свою работу на секретных проектах. Я могу сказать, что для ученых в закрытых городах были созданы пусть не идеальные, но очень хорошие по тем временам условия. Я слышал об этом от всех. Мы видели, в каких домах они жили. Они нам рассказывали, каким было снабжение. И наградные ученые получили по окончании проекта очень весомые. Но когда задавали вопросы про Берию, все сразу же замолкали. Мы спрашивали: почему? Они объясняли: опасаются, что Берия получится таким, каким его показывали последние тридцать лет. Говорили, что в их случае это было не так. Прошло время, и мы попытались создать взвешенный его образ. «Кровавый Берия» — это штамп. В создании атомной бомбы он принимал участие наравне с учеными. Это была сложная, неоднозначная фигура, человек своего времени.

— Как вы оцениваете потенциал истории отечественной науки с точки зрения создания на эту тему телевизионных сериалов?

— Мы не очень рачительно относимся к отечественной истории. У нас — кладезь историй. Но вы же понимаете, что исторические проекты недешевые. Я рад, что Тодоровский и его студия «Мармот-фильм» не побоялись взяться за один из них.

В роли Михаила Рубина — Евгений Ткачук, в роли Анны Галеевой — Евгения Брик

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Скандий не желает сплавляться Скандий не желает сплавляться

Сплавы металлов с редкоземельным скандием не востребованы в промышленности

Эксперт
Навигатор Навигатор

Для странствий духа тоже нужна карта, считали сибирские шаманы

Вокруг света
Ландшафт после американских выборов Ландшафт после американских выборов

Что может ждать США в новом политическом цикле

Эксперт
Как квалифицированные машины отнимут работу у людей, которые не хотят быть «розовыми воротничками» Как квалифицированные машины отнимут работу у людей, которые не хотят быть «розовыми воротничками»

Отрывок из книги «Будущее без работы» Дэниэла Сасскинда

Inc.
Не изменяй свой почерк Не изменяй свой почерк

Второй раз раскрутить бренд одного и того же продукта удается не каждому

Эксперт
Сексуальное насилие в Голливуде: самые громкие дела в истории «фабрики грез» Сексуальное насилие в Голливуде: самые громкие дела в истории «фабрики грез»

Сексуальные домогательства в Голливуде носят, похоже, массовый характер

Cosmopolitan
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Стоит ли покупать видеокарты на вторичке: плюсы и минусы Стоит ли покупать видеокарты на вторичке: плюсы и минусы

Сэкономить или же переплатить за гарантированно работоспособную видеокарту?

CHIP
«Социально опасные дети» «Социально опасные дети»

Колония, в которой содержались «малолетние преступники»

Дилетант
Лучшие турецкие сериалы на русском: хиты и новинки, от которых не оторваться Лучшие турецкие сериалы на русском: хиты и новинки, от которых не оторваться

Список лучших и новых турецких мелодрам для длинных новогодних каникул

Cosmopolitan
Маклай вернулся! Маклай вернулся!

Потомок знаменитого русского путешественника и этнографа повторил его путь

Огонёк
Наука гигиены: как часто менять постельное белье и стирать вещи — 9 правил Наука гигиены: как часто менять постельное белье и стирать вещи — 9 правил

Как правильно поддерживать чистоту в доме

Популярная механика
Как big data помогает повысить качество услуг: кейс «Почты России» Как big data помогает повысить качество услуг: кейс «Почты России»

Зачем компаниям нужен анализ big data

Inc.
Вам письмо Вам письмо

Герои Grazia пишут письма Деду Морозу

Grazia
Эпиляция хлебом по-древнерусски и другие старинные мужские способы борьбы с растительностью на лице Эпиляция хлебом по-древнерусски и другие старинные мужские способы борьбы с растительностью на лице

Как люди брились до изобретения одноразовых станков?

Maxim
Совсем не прекрасный принц: 5 громких конфузов принца Чарльза Совсем не прекрасный принц: 5 громких конфузов принца Чарльза

Иногда принц Чарльз попадает в слишком неловкие ситуации

Cosmopolitan
Вырастить бизнес на кусочке бесплатной пиццы Вырастить бизнес на кусочке бесплатной пиццы

Сеть фастфуда Free Dog объединяет разные виды популярной еды быстрого питания

Эксперт
Житие несвятого Диего: история невероятного успеха и падения в новом фильме про Марадону Житие несвятого Диего: история невероятного успеха и падения в новом фильме про Марадону

Документальный фильм о том, как мальчик из Буэнос-Айреса стал богом Неаполя

Forbes
Почему именно эти видео попадаются вам в тиктоке Почему именно эти видео попадаются вам в тиктоке

Стоит признаться, что рекомендации в тиктоке – крайне компрометирующая вещь

GQ
В корне питательно В корне питательно

Как картошка покорила Россию

Огонёк
Золото для всех Золото для всех

В Костромской области производится почти треть ювелирных украшений России

Огонёк
42 м² 42 м²

Стилист Дарья Соболева оформила квартиру, сделав акцент на цвете и искусстве

AD
Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть

Система перестала работать

СНОБ
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Она была его куколкой: невероятная история любви Элвиса и Присциллы Пресли Она была его куколкой: невероятная история любви Элвиса и Присциллы Пресли

Присцилла Энн Болье – единственная законная жена Элвиса Пресли

Cosmopolitan
6 книг по финансовой грамотности, которые должен прочитать ваш ребенок 6 книг по финансовой грамотности, которые должен прочитать ваш ребенок

Книги о том, как правильно рассказать ребенку о финансах

Популярная механика
[отыграть назад] [отыграть назад]

Прямо сейчас любимая резиденция Екатерины Великой идет на поправку

Собака.ru
Умар Кремлёв: «Никогда не сравнивайте MMA с боксом» Умар Кремлёв: «Никогда не сравнивайте MMA с боксом»

Интервью с президентом Международной ассоциации любительского бокса

GQ
Животноводство в бедных странах перестали считать угрозой для климата Животноводство в бедных странах перестали считать угрозой для климата

Но оно остается ей во многих развитых странах

N+1
«Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру «Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру

Отрывок из книги «Сметая запреты» о русской сексуальной культуре XI-XX веков

Forbes
Открыть в приложении