Сценарист Игорь Копылов о сериале про советских физиков-ядерщиков

ЭкспертРепортаж

Игорь Копылов, режиссер сериала «Бомба»: «Это была другая война»

На какие источники опирались создатели сериала о работе советских физиков-ядерщиков, почему в нем так важна любовная линия и почему Берия — положительный герой

Вячеслав Суриков

В роли Кирилла Муромцева — Виктор Добронравов

Сериал «Бомба» — один из редких случаев, когда отечественные кинематографисты показывают работу ученых и рассказывают историю создания технологий, предопределивших судьбы человечества. Сериал создан продюсерской компанией Валерия Тодоровского «Мармотфильм». Главные роли в нем сыграли Евгений Ткачук (Михаил Рубин), Виктор Добронравов (Кирилл Муромцев), Евгения Брик (Анна Галеева), Михаил Хмуров (Игорь Курчатов) и Виталий Коваленко (Лаврентий Берия). Режиссер сериала Игорь Копылов («Крылья империи», «Ржев», «Ленинград-46») начинал как театральный актер. В 2001 году сыграл одну из главных ролей в сериале «Ворон». В общей сложности в его активе более 30 ролей. В качестве режиссера дебютировал в 2003 году на сериале «Мангуст». В его режиссерской фильмографии сейчас 25 проектов. Как сценарист работал над 15 фильмами, в том числе над сценарием сериала «Бомба». «Эксперт» поговорил с ним о том, как создавалась «Бомба» и как следует оценивать поступки прототипов героев сериала.

— Как вы для себя сформулировали задачу этого сериала?

— Когда мы приехали в Саров, нам показали книгу, где перечислены все войны с Россией за последние четыреста лет. И промежутка длиннее, чем двадцать-тридцать лет, в этом перечне нет. С 1949 года, когда создали атомную бомбу, у нас были внутренние конфликты, но из внешних противников никто войну с Россией не ведет. Мы хотели показать, что с 1945 года в мире шла другая война, в которой победили уже не атланты, а ботаники. Хотели рассказать о тех героях, о которых до нас никто не рассказывал. Есть очень много историй о том, как жили атомщики и как они создавали атомную промышленность, а она и по сей день номер один в мире: мы сильно всех опережаем по технологиям. Люди, работающие в этой сфере, — достойные, умные, образованные, с сильным внутреннем стержнем. Смотреть на них и общаться с ними — большее удовольствие.

— Какие источники вы использовали в процессе создания сценария?

— Мы общались с участниками событий, посещали закрытые города. У «Росатома» есть обширная электронная библиотека в открытом доступе, к которой могут обратиться все желающие. В Озерске, где был создан первый реактор, «Аннушка», существует музей. Саров по-прежнему закрытый город, но там нам тоже удалось получить впечатление о событиях конца сороковых.

— Есть ли прототип у главного героя сериала — Михаила Рубина?

— Создание атомной бомбы — коллективный проект. Были яркие лидеры: Курчатов, Харитон; список можно продолжать и продолжать. Но не получится в рамках восьми серий рассказать обо всех, кто участвовал в создании атомной бомбы, поэтому мы остановились на главных героях. Вымышленные персонажи — собирательные образы всех остальных ученых.

— Какие особенности жанра кино, показывающего технологический процесс, вы для себя выделяете? Что было самым сложным?

— Нам приходилось иметь дело с объектами, где нельзя снимать — из соображений безопасности. Даже к реактору «Аннушка», уже давно не действующему, нельзя привести съемочную группу из 70 человек и позволить ей делать все, что угодно. Нам приходилось воссоздавать эти объекты в других местах. Реактор — это огромный зал, и надо было где-то найти такой и воспроизвести с максимальной технической достоверностью. Мы понимали, что это кино будут смотреть специалисты.

— Как вы добивались от актеров перевоплощения в образы ученых, так чтобы они могли уверенно манипулировать научными терминами?

— На съемках эпизодов, где использовалась научная терминология и фигурировали формулы, присутствовал научный консультант. Что касается всего остального, то актеры вживались в образы, изучали физику. Они, конечно, не стали физиками-теоретиками, но и в тему, и в характеры своих персонажей погрузились. Нам было важно передать через физическое действие интеллектуальную работу. Приходилось даже доснимать некоторые сцены, чтобы они в большей степени соответствовали действительности. В целом это была обычная для артистов работа, но с акцентами.

— Почему главный герой в финале умирает?

— Мне случалось встречать такую оценку: создание атомной бомбы в денежном эквиваленте обошлось Советскому Союзу почти во столько же, во сколько Вторая мировая война. Даже если это полуправда (хотя мне кажется, что оценка близка к действительности), представьте себе, что получилось бы, если бы деньги направили на восстановление собственной страны. Думаю, карточки в нашей стране после войны отменили бы намного раньше. Атомный проект потребовал невероятных усилий от полуразрушенной страны. Были жертвы, были потери. Финал нашей истории — дань в художественной форме людям, которые положили на этот проект свою жизнь. Но буквально такого не происходило, это, конечно, наша фантазия.

В роли Лаврентия Берия — Виталий Коваленко

— Баланс между сюжетными линиями, любовной и технологической, — как вы его выдерживали?

— Мы всерьез задавались этим вопросом. Выбрали для себя основополагающие поворотные научные события и попытались найти им эквивалент в отношениях главных героев. В четвертой серии вечный второй Муромцев в исполнении Виктора Добронравова делает доклад. Его персонаж предлагает изготовить не горизонтальный реактор, а вертикальный. Это исторический факт. Ученые действительно дискутировали трое суток. Им сказали, что, пока они не примут решение, их не выпустят. В тот момент вечный второй Муромцев получает шанс стать первым. И именно тогда узнает, что у жены роман с его другом. И, выходя к трибуне, видит этому подтверждение. И он должен доказать свою правоту, одновременно понимая, что теряет жену. Или зеркала, которые привозят в Саров для производства имплозивных взрывов. Параметры такого взрыва ученые вычисляли с помощью зеркал — физикам помогало в этом отражение; отражение от зеркала помогло Рубину увидеть Ольгу, и он влюбился в нее.

— Сколько времени у вас заняла работа над сериалом и каких усилий она от вас потребовала?

— Во время показа сериала по телевидению я уехал в воскресенье в командировку и вернулся в следующее воскресенье. Меня не было неделю. Вернулся, а фильм уже прошел. Я подумал: «Это заняло полтора года жизни и оказалось таким коротким». У нас была огромная команда. Мы творчески спорили и волновались до самого последнего дня, когда отдали картину на канал. Я рад, что она понравилась зрителям. В нашей работе — счастливый финал, такой же, как и в истории, которую мы рассказываем. Физически это оказался непростой проект, но творчески он был очень интересен. Валерий Петрович Тодоровский — необычный продюсер: не только организует производственный процесс, но еще и искренне переживает за художественную сторону дела.

— Какова степень участия в нем «Росатома»? Пытался ли он как-то влиять на ваши решения?

— «Росатом» нас пустил туда, куда нельзя попасть. Он предоставил нам людей, с которыми можно было пообщаться. У нас происходили дискуссии только по поводу того, как сделать лучше: так или вот так? Мы сами просили у них консультантов, и нам их предоставили. Но в съемочный процесс они никак не вмешивались. Возвращаясь к финалу: гибель героя в нем исключительно наше художественное решение. И они понимали: это художественный фильм, впервые после «Девяти дней одного года» рассказывающий об отрасли, в которой они работают. Они понимали это. Чтобы отдать дань участникам реальных событий, на титрах мы дали кадры с живыми до сих пор людьми, общавшимися с теми, кто осуществлял атомный проект.

— Образы сотрудников спецслужб в вашем сериале — как вы искали к ним подход?

— Мы не хотели никого показывать плохими или хорошими в зависимости от профессиональной принадлежности. Они делали свою работу на секретных проектах. Я могу сказать, что для ученых в закрытых городах были созданы пусть не идеальные, но очень хорошие по тем временам условия. Я слышал об этом от всех. Мы видели, в каких домах они жили. Они нам рассказывали, каким было снабжение. И наградные ученые получили по окончании проекта очень весомые. Но когда задавали вопросы про Берию, все сразу же замолкали. Мы спрашивали: почему? Они объясняли: опасаются, что Берия получится таким, каким его показывали последние тридцать лет. Говорили, что в их случае это было не так. Прошло время, и мы попытались создать взвешенный его образ. «Кровавый Берия» — это штамп. В создании атомной бомбы он принимал участие наравне с учеными. Это была сложная, неоднозначная фигура, человек своего времени.

— Как вы оцениваете потенциал истории отечественной науки с точки зрения создания на эту тему телевизионных сериалов?

— Мы не очень рачительно относимся к отечественной истории. У нас — кладезь историй. Но вы же понимаете, что исторические проекты недешевые. Я рад, что Тодоровский и его студия «Мармот-фильм» не побоялись взяться за один из них.

В роли Михаила Рубина — Евгений Ткачук, в роли Анны Галеевой — Евгения Брик

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
Недослышанные Недослышанные

В России впервые провели инициативный опрос 14-летних

Огонёк
Не изменяй свой почерк Не изменяй свой почерк

Второй раз раскрутить бренд одного и того же продукта удается не каждому

Эксперт
«Время никогда не бывает свободным»: последнее интервью президента Пушкинского музея Ирины Антоновой «Время никогда не бывает свободным»: последнее интервью президента Пушкинского музея Ирины Антоновой

Интервью с Ириной Антоновой, отдавшей Пушкинскому музею всю свою жизнь

Forbes
«Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве «Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве

Интеграция на постсоветском пространстве будет продолжаться

Эксперт
Мария Ревякина. Неравный бой Мария Ревякина. Неравный бой

Интервью с директором Театра Наций Марией Ревякиной

СНОБ
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Как не попасться на уловки мошенников в digital-эпоху Как не попасться на уловки мошенников в digital-эпоху

Три правила, которые помогут распознать мошенническую схему в интернете

СНОБ
Американская космическая мечта Американская космическая мечта

Илон Маск вернул веру американцев в собственные космические запуски

Эксперт
6 реальных историй бывших пленников 6 реальных историй бывших пленников

Жертвы этих маньяков были похищены и провели в плену много лет

Популярная механика
Глобус, который мы потеряли Глобус, который мы потеряли

Хит-парад самых известных стран, которых не было

Maxim
Обзор игры Call of Duty: Black Ops Cold War Обзор игры Call of Duty: Black Ops Cold War

Black Ops Cold War — зрелищная одиночная кампания и плохой мультиплеер

CHIP
Это личное! Это личное!

Интервью с Евгением Цыгановым о фильме «Неадекватные люди – 2»

Grazia
Что произошло с останками Адольфа Гитлера Что произошло с останками Адольфа Гитлера

История о последних днях жизни Гитлера и долгих попытках захоронить его останки

Популярная механика
Известные люди, которые считались предателями у себя на родине Известные люди, которые считались предателями у себя на родине

Как быстро растут чужие предатели!

Maxim
2007 год 2007 год

Выбор преемника, столица против провинции, «замкадье» и Мюнхенская речь Путина

Esquire
Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее

В современном мире красавицами не рождаются, а становятся: но нужно ли это?

Cosmopolitan
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
Действующее лицо Действующее лицо

Супермодель Карли Клосс поделилась секретами уверенности в себе

Grazia
Анатолий Вассерман: «То, что я умнее многих, стало понятно где-то между тремя и четырьмя годами» Анатолий Вассерман: «То, что я умнее многих, стало понятно где-то между тремя и четырьмя годами»

Интервью с Анатолием Вассерманом

Maxim
Девочки из нашего детства: судьбы юных героинь советского кино Девочки из нашего детства: судьбы юных героинь советского кино

Как сложилась жизнь юных актрис после славы?

Cosmopolitan
Интервью с шефом ресторана «Турандот» Дмитрием Еремеевым Интервью с шефом ресторана «Турандот» Дмитрием Еремеевым

Как пообедать во дворце, не имея королевского бюджета

СНОБ
Какие выводы должны сделать Армения и Россия из парада победы в Баку Какие выводы должны сделать Армения и Россия из парада победы в Баку

Реджеп Эрдоган и Ильхам Алиев отметили общую победу во второй карабахской войне

СНОБ
«Делай как знаешь»: что скрывает пассивная агрессия «Делай как знаешь»: что скрывает пассивная агрессия

Что делать, если замечаешь за собой пассивно-агрессивное поведение

Psychologies
Что делать, если за стеной кого-то убивают: психолог — о помощи жертвам абьюза Что делать, если за стеной кого-то убивают: психолог — о помощи жертвам абьюза

Что делать стоит, а что – нет, если слышите признаки абьюза за стеной

Cosmopolitan
3 эффективных метода, которые помогут вернуть гармонию в жизнь 3 эффективных метода, которые помогут вернуть гармонию в жизнь

Как найти баланс между творческими увлечениями и рабочими задачами?

Psychologies
Новогодние фильмы: список лучших и небанальных картин для семейного праздника Новогодние фильмы: список лучших и небанальных картин для семейного праздника

Эти фильмы подарят вам праздничное настроение

Playboy
Здравствуйте! Здравствуйте!

Бёхово — особенно место, и люди там живут — под стать

Seasons of life
Русская Tesla: 5 отечественных автомобилей, которые удивили Русская Tesla: 5 отечественных автомобилей, которые удивили

Все что нужно знать о новых российских электромобилях

РБК
Ниже некуда! Ниже некуда!

Почему температура тела бывает пониженной?

Лиза
Открыть в приложении