Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию

ЭкспертHi-Tech

Голография на миллиард

Алексей Грамматчиков

Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию, которая может сделать ее мировым лидером в области автомобильных навигационных систем. WayRay уже привлекала более 100 млн долларов инвестиций, сотрудничает с ведущими мировыми автопроизводителями и в скором времени рассчитывает достичь капитализации в миллиард долларов.

Машина движется по сложному сплетению дорог в мегаполисе. В какой-то момент перед водителем появляется трехмерное изображение стрелки, протягивающейся в ближайший переулок, затем указатель изгибается к центру дороги, понятно демонстрируя, где нужно идти на разворот. Примерно так работает навигационная система от российской компании WayRay, которая создала уникальный продукт, позволяющий проецировать на лобовое стекло перед водителем удобное трехмерное голографическое изображение, существенно облегчающее пользование навигационной и другой информацией. Изобретение уже готовы устанавливать на свои машины Porsche, Hyundai и другие ведущие автопроизводители, а крупные международные инвесторы, в том числе китайский хайтек-гигант Alibaba Group, в общей сложности вложили в проект более 100 млн долларов.

Голографическая дополненная реальность

Компанию WayRay создал молодой столичный предприниматель, специалист в области маркетинга Виталий Пономарев. Как-то друг подарил ему навигатор, который работал настолько плохо, что, отвлекшись, Виталий попал в небольшую аварию. Тогда у него родилась идея создать свою систему удобной автомобильной навигации. Так в 2012 году появилась компания WayRay, которой удалось разработать уникальный технологичный продукт.

Главное его отличие — использование трехмерного голографического изображения, когда стрелки и прочие подсказки возникают на лобовом стекле и как бы проецируются на дорогу, благодаря чему пользоваться навигацией становится гораздо удобнее. «Наше голографическое решение создает дополненную реальность, в которой виртуальные объекты естественным образом накладываются на реальный мир вокруг автомобиля, — объясняет Виталий Пономарев, генеральный директор WayRay. — По сравнению с другими доступными на рынке решениями технология WayRay предполагает меньший размер устройства, которое может быть разработано для любого автомобиля. При этом более значимый угол обзора позволяет отображать больше виртуальной информации и на комфортном для водителя расстоянии. На данный момент ни одна другая компания не предлагает решение, которое соответствовало бы этим параметрам».

Компании WayRay удалось найти и привлечь в свой штат квалифицированных инженеров-физиков — специалистов по голографическим технологиям; команде также помогали российские научные институты: в частности, WayRay получает консультации от Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук.

Работа голограмм, как известно, построена на действии светового волнового поля. Изображение считывается благодаря взаимодействию двух световых волн — объектной (которая отразилась от запечатлеваемого предмета) и когерентной, или опорной. Когда две волны пересекаются, их взаимодействие при участии лазера фиксируется, например, на специальной фотополимерной пластинке, и тогда человек видит трехмерный образ. WayRay удалось создать способную помещаться на автомобильное стекло фотополимерную пластину, на которую голографический визуальный образ проецирует компактное цифровое устройство. Компания назвала свою новую систему Navion.

WayRay развивается на рынке так называемых устройств Head-up display (HUD), которые проецируют на стекло нужную для водителя информацию (навигацию, скорость и проч.). На рынке HUD работают как производители автокомпонентов (Bosch, Continental, Delphi), так и сами автопроизводители (BMW, Toyota, Volkswagen). Есть и стартапы, например российская компания Hudway Glass, которая предлагает проецировать изображение на стекло через смартфон с помощью установленного на него приложения, — такой подход рынок встретил с интересом: в частности, продажи компании неплохо идут в США.

Но большинство решений в области HUD предлагают транслировать информацию на автомобильное стекло в двухмерном виде с помощью специальных прозрачных дисплеев или с помощью пленки, изображение с которых получается к тому же не очень четким. Компании же WayRay удалось адаптировать для навигации в автомобили технологии голограммы, ее четкое и яркое трехмерное изображение гораздо более наглядно и меньше отвлекает водителя от дороги.

Такое решение сразу вызвало большой интерес. В июне 2016 года, вскоре после презентации прототипа своего устройства, WayRay привлекла инвестиции на 9 млн долларов от АФК «Система». Позже, в марте 2017-го, компания получила очередные инвестиции в размере 18 млн долларов с участием китайского хайтек-гиганта Alibaba Group. В сентябре 2018-го WayRay привлекла 80 млн долларов в ходе очередного инвестиционного раунда, где основным инвестором выступил один из ведущих немецких производителей — Porsche. «По итогам трех инвестиционных раундов WayRay привлекла более 100 миллионов долларов от таких компаний, как Alibaba, Porsche, Hyundai Motor, Jvckenwood, China Merchants Capital», — рассказал «Эксперту» Виталий Пономарев.

Международный маршрут

Претендуя на международный размах, через два года после создания WayRay перенесла свою штаб-квартиру в Цюрих (Швейцария). По словам Виталия Пономарева, в Москве у компании находится центр разработок и опытное производство. Открыты также представительства в США, Китае и Гонконге, а общий штат сотрудников по всему миру насчитывает более 250 человек.

Нынешний год должен стать важным для WayRay, так как должно начаться массовое производство ее навигационных систем. «Сейчас мы находимся на этапе индустриализации, готовимся к массовому производству. В настоящее время мы выбираем место для производства, которое предположительно будет находиться в Западной Европе», — рассказывает Виталий Пономарев.

По его словам, компания уже заключила контракты с 20 автопроизводителями. Хотя названия многих из них WayRay пока обнародовать не может из-за ограничений на разглашение информации, публичные партнеры у нее тоже есть. Такова упомянутая компания Porsche, сотрудничество с которой началось несколько лет назад в рамках пилотного проекта на конференции по транспортным инновациям Startup Autobahn. Немецкий автопроизводитель стал одним из самых активных партеров компании, он возглавил третий раунд финансирования WayRay вместе с China Merchants Capital — одной из крупнейших инвестиционных компаний Китая. Другой стратегический инвестор компании, о котором стало известно, — корейская Hyundai Motor. В частности, на последней международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе (CES) WayRay представила свой встроенный голографический дисплей на модели корейского седана Genesis G80. А на Женевском автосалоне в марте 2019-го объявила о начале партнерства с Pininfarina — известной итальянской компанией в области автомобильного дизайна; с ней компания также намерена развивать совместные проекты. Помимо этого WayRay публично сотрудничает с японской Honda, швейцарской Rinspeed, китайской SAIC Motor.

Курс на миллиард

Руководство WayRay пока не раскрывает планы производства, а также оборот компании. Известно, что розничная цена Navion составляет от 300 до 500 долларов.

«Информацию по обороту пока мы не можем раскрывать публично, но постепенно мы хотим стать главным игроком на рынке HUD, — говорит Виталий Пономарев. — Человек, который однажды приобрел автомобиль с HUD, вероятнее всего, купит и следующий с дисплеем. Поэтому рынок соизмерим с количеством производимых люксовых автомобилей и будет только расти за счет расширения в другие сегменты».

Сегодня у WayRay несколько ключевых продуктов. Это вышеупомянутая навигационная система с дополненной голографической реальностью Navion, а также аппаратное решение для того, чтобы эту систему можно было бы интегрировать в любой тип автомобиля. Одновременно компания развивает продукт под названием True AR SDK — платформу для сторонних разработчиков, на которой можно создавать приложения для голографических дисплеев WayRay в автомобилях. По замыслу, подобные приложения могут получать информацию о текущем позиционировании автомобиля, о его скорости, маршруте, достопримечательностях и показывать интересный для водителя контент, используя эти данные: например, во время семейного путешествия система может показывать голографическую информацию о расположенном неподалеку от маршрута детском зоопарке или же сообщать желающим пообедать данные о ближайших кафе.

Но в будущем WayRay намерена развивать продукты не только для автомобильной индустрии. «WayRay создает дисплеи и для других видов транспорта. Компания также разрабатывает умные стекла с дополненной реальностью, которые найдут применение в промышленности и в строительстве умных зданий, — отмечает Виталий Пономарев. — Наша миссия — создать будущее, в котором любая прозрачная поверхность — это окно в виртуальный мир. Воздействуя на все органы чувств человека через дополненную реальность, мы можем сделать нашу жизнь интереснее, комфортнее и безопаснее».

Виталий Пономарев рассказал «Эксперту», что успешный запуск производственных проектов в текущем году предположительно позволит компании уже в 2020-м достигнуть капитализации в миллиард долларов. И наблюдатели считают, что такая цель вполне достижима. Например, известное международное хайтек-издание TechCrunch недавно заявило, что, по его оценкам, по состоянию на конец прошлого года WayRay уже оценивалась в 500 млн долларов.

Фотографии предоставлены компанией WayRay

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смертельный отскок Смертельный отскок

Призывы запретить полеты лайнеров SSJ сильно смахивают на провокацию

Эксперт
На радиоволне На радиоволне

Стильные и атмосферные апартаменты в здании бывшего НИИ радиосвязи

Идеи Вашего Дома
Город под снос Город под снос

В Сочи начался массовый снос многоквартирных домов

Эксперт
Аллергия на солнце. Мифы, факты и способы лечения Аллергия на солнце. Мифы, факты и способы лечения

Что делать, если после загара покрываешься не шоколадным цветом, а сыпью?

Лиза
«Желание мажоритарного акционера всегда видно» «Желание мажоритарного акционера всегда видно»

Лариса Морозова — о двузначной доходности и о том, как начать инвестировать

Эксперт
9 книг о русском фольклоре и мифологии, которые читаются на одном дыхании 9 книг о русском фольклоре и мифологии, которые читаются на одном дыхании

Русский фольклор — неисчерпаемый источник вдохновения и знаний о нашем прошлом

Maxim
С места наверх С места наверх

Настоящая история человека, который первым на Земле просто взял и полетел

Популярная механика
Лёня Немодный: Знаковый перебор Лёня Немодный: Знаковый перебор

Зачем так часто меняют дорожные знаки?

4x4 Club
Захотелось процент повыше Захотелось процент повыше

В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации

Эксперт
Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления

Как вернуть «человека живого, хозяйствующего» в практику и теорию экономики

Монокль
Как избавиться от запаха гари в доме: 8 простых лайфхаков Как избавиться от запаха гари в доме: 8 простых лайфхаков

Лайфхаки, которые помогут справиться с неприятным запахом гари

VOICE
Пять чувств Пять чувств

Эта музыка ускользает от жанров, но откликается словам «свобода» и «ветер»

Seasons of life
Измененное состояние: что такое инфантицид и почему матери убивают младенцев Измененное состояние: что такое инфантицид и почему матери убивают младенцев

Почему матери убивают новорожденных, какую ответственность они за это несут?

Forbes
Трампистская маскулинность Трампистская маскулинность

«Мужчина в полный рост»: спорная экранизация Тома Вулфа

Weekend
На что придется раскошелиться туристу на Крайнем Севере и где можно сэкономить На что придется раскошелиться туристу на Крайнем Севере и где можно сэкономить

Сколько стоит отдохнуть в самых «раскрученных» местах в Кольском Заполярье

ФедералПресс
Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов» Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов»

Как АИРР помогает регионам добиваться высоких результатов

ФедералПресс
Каникулы под землей Каникулы под землей

Как отправиться на Таманский полуостров, а вместо этого попасть в Древнюю Грецию

Правила жизни
«Природа — наш секс-партнер»: что такое экосексуальность и почему она стала трендом «Природа — наш секс-партнер»: что такое экосексуальность и почему она стала трендом

Экосексуальность: что за собой скрывают столь необычные предпочтения?

Psychologies
Лайфхак для всех! Узнайте, как готовить рыбу и не провонять весь дом Лайфхак для всех! Узнайте, как готовить рыбу и не провонять весь дом

Как избавиться от неприятного рыбного запаха во время готовки?

ТехИнсайдер
Чем бальзам для волос отличается от кондиционера и что лучше выбрать Чем бальзам для волос отличается от кондиционера и что лучше выбрать

Бальзам и кондиционер: различия в составе и принципе действия

РБК
А, В, С-план А, В, С-план

Какие 3 шага отделяют нас от стройности?

Лиза
Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть

Почему для одних схема меньше есть, больше двигаться работает, а для других нет?

Psychologies
Фантазии искусственного разума: способен ли ИИ на подлинное творчество или обречен оставаться эпигоном? Фантазии искусственного разума: способен ли ИИ на подлинное творчество или обречен оставаться эпигоном?

Может ли машина выйти за рамки создания заданных образцов?

СНОБ
За озарением в Петербург За озарением в Петербург

Современная однокомнатная квартира с необычным интерьером

Идеи Вашего Дома
«Самую любимую песню я почти никогда не исполняю»: Хелависа рассказывает об альбоме «Дикие травы» (у него юбилей!) «Самую любимую песню я почти никогда не исполняю»: Хелависа рассказывает об альбоме «Дикие травы» (у него юбилей!)

Хелависа о том, как за 15 лет изменилось ее отношение к альбому «Дикие травы»

VOICE
«Атлас»: какой получилась попытка Дженнифер Лопес освоить научную фантастику «Атлас»: какой получилась попытка Дженнифер Лопес освоить научную фантастику

«Атлас» размышляет о том, как ИИ может испортить жизнь человечества

Forbes
«Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек» «Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек»

Великий ворон Куткынняку и переселение душ

N+1
Элита древних кельтов вела счет происхождения и наследования по материнской линии Элита древних кельтов вела счет происхождения и наследования по материнской линии

В раннем кельтском обществе высокий социальный статус передавался по наследству

N+1
Мир разными глазами Мир разными глазами

Глаза по устройству сродни фотоаппарату, но техника за природой не угнаться

Наука и жизнь
Государство и инвестиции: как найти баланс? Государство и инвестиции: как найти баланс?

Можно ли избежать торможения экономического роста при росте налогового бремени?

Монокль
Открыть в приложении