В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни»

ЭкспертКультура

Формула семьи Бергмана–Кончаловского

В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни» в постановке Андрея Кончаловского

Вячеслав Суриков

Это первая премьера в МХАТе после того, как Эдуард Бояков был назначен художественным руководителем театра, славящегося своим консерватизмом, в том в числе в выборе пьес для постановки. Поэтому к ней особое внимание. Этот спектакль — своего рода манифест, в котором заключена информация о том, что же дальше будет с театром, куда повернет этот огромный корабль, который до сих пор уверенно плыл в сторону великого прошлого.

Можно только догадываться, насколько важен был Андрей Кончаловский для Эдуарда Боякова в качестве постановщика этого спектакля. Его согласие — первая победа нового худрука МХАТа. Любая постановка Кончаловского по определению не может остаться незамеченной. Тот редкий случай, когда фигура режиссера важнее того, что он делает. И он может позволить себе выбирать и драматургический материал, и актеров, с которыми предпочитает работать. И текст Ингмара Бергмана, и Юлия Высоцкая с Александром Домогаровым как исполнители главных ролей — этого его личный выбор.

Главные роли в спектакле Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» сыграли актеры, с которыми он уже не один раз работал на своих театральных и кинопроектах: Юлия Высоцкая и Александр Домогаров

Сценарий Бергмана Кончаловский радикально переделал. Он оставил только двух персонажей и перенес место действия в Россию девяностых. Она настолько притягивает режиссера, что в ее реалии он три года назад поместил и действие рок-оперы «Преступление и наказание», поставленной на сцене Московского театра мюзикла. Объяснить это в обоих случаях можно также личным выбором режиссера. Трудно себе представить менее рифмующиеся друг с другом произведения, как «Преступление и наказание» и «Сцены из супружеской жизни», но Андрей Кончаловский без всяких сомнений сводит оба сюжета в одном и том же временном отрезке. В «Сценах» действие первого акта происходит в квартире с усредненным интерьером, создатели которого не стали утруждать себя акцентами на предметах, ассоциирующихся с каким-либо временем. Герои спектакля проживают свою жизнь в кухне и гостиной без каких-либо примет. И только в паузах между отдельными эпизодами спектакля декорации превращаются в экран, на который транслируется документальная хроника начала девяностых.

Домогаров и Высоцкая — постоянные актеры Кончаловского. Они появляются вместе в фильме «Глянец» (2007), где играют пару «провинциалка — олигарх» и далее переходят из одного проекта Кончаловского в другой. В чеховской трилогии, поставленной на сцене Театра имени Моссовета: в «Дяде Ване» они Соня и Астров, в «Вишневом саде» — Гаев и Раневская, в «Трех сестрах» — Вершинин и Маша. Мало того что они вместе проиграли множество оттенков взаимоотношений между мужчиной и женщиной, Кончаловский еще и знает, какого результата можно от них ожидать. Никаких экспериментов — проверенная, хорошо знакомая драматургия и столь же проверенные актеры, которые разыгрывают еще один сюжет, к которому они уже так или иначе подступались. Есть только один нюанс: этот спектакль мог появиться на сцене любого другого театра, в сотрудничестве с которым был бы заинтересован Андрей Кончаловский. Эдуард Бояков как менеджер получил быстрый и эффектный результат, но он пока только отчасти предвещает грядущие перемены в театре.

Появляясь на сцене, герои обозначают тех персонажей, которых они будут играть, и их возраст, тем самым подчеркивая условность происходящего. Мужчина и женщина проживают совместную жизнь, переходя из одной ее фазы в другую. Время отдаляет их друг от друга, но параллельно между ними формируется какая-то новая и очень сильная связь, которая накрепко связывает их, да так, что им даже после развода не удается ее оборвать. Как и персонажи бергмановского кино, герои спектакля Кончаловского существуют в пространстве, где протекает внутренний процесс, который касается только их двоих. Кончаловский не детализирует эпоху, он обозначает девяностые как время глобальных катаклизмов, от которых нельзя отгородиться стенами квартиры. Они вторгаются в частную жизнь и беспощадно разрушают привычные устои. Главные герои долго и мучительно доводят друг друга до развода и в конце концов совершают его, одновременно признаваясь себе в том, что ни он ни она этого не хотят.

На протяжении всего спектакля в нем то и дело возникают какие-то пространства, для преодоления которых зрителю приходится прилагать усилия. Ты все равно пытаешься зацепиться хоть за что-то, кроме каких-то отсылок в репликах персонажей, чтобы понять, когда это происходит. Между актерами и их героями тоже чувствуется разрыв, который в какие-то моменты спектакля им удается максимально сокращать, а в какие-то моменты он вдруг выходит за пределы границ, допускаемых воображением зрителя. Режиссер словно бы говорит, что все это не так важно и нужно сконцентрироваться на истории двух людей, которые по каким-то необъяснимым причинам и любят друг друга, и одновременно разрушают собственную жизнь. Девяностые хоть как-то объясняют этот совершенно иррациональный процесс. И в то же время это кажущееся таким рациональным объяснение (рушится все, и институт семьи тоже) ничего не объясняет, а только еще больше все запутывает.

Присущая актерам харизма позволяет удерживать внимание зрителей. Драматургия спектакля выстроена таким образом, что действие не провисает ни на минуту. Между Высоцкой и Домогаровым в самом деле существует какая-то электрическая дуга, которая не только провоцирует интерес к тем отношениям, которые они выстраивают на сцене, но и усиливает достоинства обоих и нивелирует их слабые стороны. В спектакле есть повествовательные сцены, из которых мы узнаем историю персонажей, кульминационная, где эмоции повышаются до максимальной степени, и счастливый финал, в котором герои вновь обретают друг друга, чтобы затем вновь расстаться. За охлаждением чувств, возникшем внутри супружеской пары, следует измена со стороны мужчины. И уже в тот момент, когда герой Александра Домогарова заявляет об этом, он понимает, что это всего лишь иллюзия, но не может противостоять силе судьбы. Формула семейной жизни по Бергману такова: встреча, начало совместной жизни и неизбежно следующее за ней охлаждение чувств. Затем измена, развод и снова встреча, но уже кратковременная — втайне от всех.

Кончаловский делает это высказывание от первого лица, тем самым заставляя проводить параллель между его творческой и личной судьбой и судьбой Бергмана. Возможно, он — самый близкий ему по духу кинематографист XX века. Ни режиссура Кончаловского, ни драматургия Бергмана не выводят МХАТ имени Горького за рамки психологического реализма. Произошло то, что произошло: трио Кончаловский, Высоцкая и Домогаров вытащило театр из глубины его внутренней жизни: на сцене появились новые актеры, а в зале — новый зритель, не в последнюю очередь привлеченный узнаваемостью создателей спектакля. Мы понимаем, что радикальных перемен в репертуарной политике МХАТа не предвидится. В нем по-прежнему будут доминировать приверженцы системы Станиславского. Миссия нового худрука на первом этапе его появления в театре выполнена.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Роман с камнем Роман с камнем

Марианна Сардарова — меценат и двигатель прогресса в арт-жизни столицы

Tatler
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм» Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

Монокль
Почему болит запястье? Почему болит запястье?

Целый день работаешь за компьютером? Тебе грозит туннельный синдром

Лиза
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка

Как редких южноамериканских лягушек спасли в Лондонском зоопарке

N+1
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
«Поток»: история создания, сюжет и психологический анализ мультфильма, номинированного на «Оскар» «Поток»: история создания, сюжет и психологический анализ мультфильма, номинированного на «Оскар»

Чем же так интересен мультфильм «Поток»?

Psychologies
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Время собирать камни Время собирать камни

Стоит ли вкладывать деньги в природные бриллианты?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Открыть в приложении