Марианна Сардарова — меценат и двигатель прогресса в арт-жизни столицы

TatlerРепортаж

Роман с камнем

Основательница важнейшей галереи «Золотой мили» Марианна Сардарова открывает на Арбате шестиэтажное здание своего фонда. Альберт Галеев объясняет, почему это будет самое светское арт-место Москвы 2020 года.

Марианна Сардарова в строящемся здании своего фонда в Трубниковском переулке. Шелковая рубашка, BOTTEGA VENETA; кожаные кюлоты, LOEWE; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

Наших героев мы в «Татлере» называем по имени-отчеству в двух случаях. Когда шутим и когда говорим очень серьезно. Про Марианну Любимовну Сардарову мы не шутим никогда. Она — столп московского света и краеугольный камень «Золотой мили». Там работает ее галерея Ruarts, под гостеприимной крышей которой уже пятнадцать с лишним лет Марианна Любимовна, самолично стоя за стойкой бара, наливает милым друзьям Ruinart Blanc de Blancs. А в числе милых друзей за эти годы побывали художники всех степеней заслуженности и перспективности и мастера искусства зарабатывать деньги, виртуозные дирижеры и балетные премьеры, худруки больших, малых и модных театров и шеф-редакторы глянцевых журналов, государственные мужья и рублевские жены, отцы и дети, пиковые дамы и герои нашего времени. Если когда-нибудь напишут роман «Санкционная война и мир», вместо Анны Павловны Шерер салон, в котором вершатся судьбы, в нем будет держать Марианна Любимовна Сардарова.

Сейчас она снова за стойкой, правда, пьем мы воду и кофе. Праздник запланирован на вечер, снова придут только свои, в этот раз не в татлеровском, а в прямом смысле — сотрудники галереи. Большая светская вечеринка впереди — весной, когда в Трубниковском переулке откроется здание фонда Ruarts. Тем, кто сейчас схватился за сердце от мысли, что иссякнет святой источник рюинара у стен Зачатьевского монастыря, сообщаем: галерея на Остоженке никуда не денется. Там продолжат показывать и продавать наше современное искусство, принимать гостей и комплименты, Марианна Любимовна будет, по собственному выражению, «всегда за стойкой, как успешная буфетчица». В здании же фонда разместится коллекция отечественного искусства, собранная за все эти годы ею и ее командой. А в коллекции — более двух тысяч единиц хранения, от живописи Игоря Вулоха до скульптур Айдан Салаховой и мозаичных рельефов Дмитрия Аске. Экспозиция, которую регулярно будут менять (для этого каждый год собираются приглашать нового куратора), займет три этажа из шести. Брейгеля, Мане, Ренуара, Шагала, Серебрякову здесь пока показывать не будут — это бриллианты личной коллекции Сардаровой.

Нет, мы в «Татлере», конечно, за то, чтобы в Москве было много вечеринок, хороших и разных, и радуемся еще больше, когда эти вечеринки проходят в храмах искусства. Там, помимо прочего, почти всегда хороший фон для фотографий светской хроники: сегодня Баския из запасников Бернара Арно, завтра — надувные лобстеры, послезавтра — Роман Аркадьевич Абрамович в голубом джемпере. Но ведь это инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — безразмерный. А татлеровскому человеку 2020 года где найти еще хотя бы минут тридцать на экскурсию в новый музей? Чем его приманить?

— Люди ходят на то, что им понятно, — говорит Сардарова. — На Андрея Бартенева, выставку которого в Московском музее современного искусства поддерживал наш фонд, пришло за день три тысячи человек. И это только на вернисаж. На Йоко Оно, которую наш фонд только что показал там же, тоже стояла очередь.

Да и сама Марианна Любимовна не пропускает в городе знаковых выставок.

— Показ коллекции Щукина и фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее был потрясающим! Да, я все посмотрела. По мне, таких инициатив должно быть больше. В этом городе очень мало всего происходит. Даже притом что появились крупные культурные институции — все равно категорически мало.

В ее собственной галерее за пятнадцать лет прошло сто две выставки. Само собой, я не рассчитываю, что из всех них она сможет выбрать самую памятную и рассказать о ней. Но она выбирает и рассказывает.

— В 2005‑м мы привезли Спенсера Туника, американского фотографа, — вспоминает Марианна Любимовна. — Никто в России его до нас не показывал. На тот момент для Москвы это была немного провокация. Мы собирались организовать для него большую съемку, но не получилось.

Тут надо сказать, что Туник работает в жанре живых картин. Собирает сотни, тысячи людей в одном месте, раздевает и фотографирует. Но в городе, в котором не то что арт-молебен провести нельзя, а даже сундук на Красной площади не поставишь, не раскаявшись и не покаявшись, даже имя Марианны Сардаровой открывает не все двери. Тунику пришлось ограничиться камерной съемкой — для тишайшей молодежной биеннале.

По этой причине в новом здании фонда, разумеется, будет образовательный лекторий с мультимедиазоной, под них отдают весь пятый этаж.

Шерстяной кейп, VALENTINO; шелковое платье, SAINT LAURENT BY ANTHONY VACCARELLO; пластиковые солнцезащитные очки, MYKITA; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

— Мы хотим, чтобы люди не пугались искусства, — говорит Сардарова. — Ведь искусство — это вирус, которым очень приятно заразиться. Что-то новое для себя открывать, что‑то новое видеть. Нравится тебе это или не нравится — другая история. Нужно все смотреть. Я всегда говорю: «Это как путешествие». Я, путешествуя, совершенно открыта к тому, что увижу. Любое знание обогащает.

Марианна Любимовна думает о том, что было бы неплохо делать лекции не только для героинь «Татлера», но и для их мужей, которые решили осознанно коллекционировать. Для чудных крошек специальную программу придумал молодой художник Алексей Лука, заметный участник международных биеннале и форумов уличного искусства в России, Европе, Марокко.

Ну а на шестой этаж в Трубниковском, 6, «частично переедет» наша любимая барная стойка вместе со всей шумной толпой друзей, от Сати Спиваковой, Ирады Зейналовой и Екатерины Шипулиной до Михаила Друяна и Андрея Малахова. Интересуюсь, отчего для создания нового места светской силы был выбран глухой пятачок в подбрюшье Арбата. Соседи здесь — посол США в Спасо-хаусе да редакция холдинга «Совершенно секретно». Может, надо было присмотреться к столичным паркам культуры и отдыха, где музеи хорошо приживаются и пускают корни? На ВДНХ, например, или еще в каких-нибудь Сокольниках очень не хватает и параллелепипедов работы притцкеровских лауреатов, и очередей за духовной пищей, а не только на фестивалях варенья.

— Здание в Трубниковском мне подарил муж, — с улыбкой объясняет Сардарова. — В этом районе тоже не хватает культурных институций.

Над перестройкой особняка работает то же бюро «Атриум», архитекторы которого возвели гулливерскую лестницу посреди галереи Ruarts в Первом Зачатьевском, один из ее главных инстапоинтов.

— Несколько таких фишек должны из этого помещения перейти в новое, — рассказывает Марианна Любимовна.

Она не исключает, что станет разбавлять наше актуальное искусство мировой классикой из своей личной коллекции и использовать работы, которые сейчас находятся в домах детей Сардаровых в Нью-Йорке, Лондоне и Москве: русский стрит-арт, фотографию.

Но точно ли коллекции фонда нужна постоянная московская прописка? Для многих воспылавших патриотизмом отечественных собирателей это оказалось дорогой с односторонним движением. Меньше всего повезло Институту русского реалистического искусства, основанному банкиром Алексеем Ананьевым: после его бегства были арестованы здание и коллекция. Основателю Музея русского импрессионизма Борису Минцу тоже пришлось оставить родину и своих Кустодиева с Кончаловским, но, к счастью, культурная институция на фабрике «Большевик» продолжает принимать посетителей. В Музее старинных музыкальных инструментов «Собрание» Давида Якобашвили тоже можно пока еще созерцать клетки с поющими птичками, хоть ФСБ провела там обыск, после которого основатель счел необходимым продолжать «зарабатывать деньги на содержание музея» за рубежом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Типток Типток

Зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой»

Tatler

Ричард Хаммонд - о самых больших рукотворных штуковинах на нашей планете

Популярная механика
Детство, ты куда? Детство, ты куда?

Красота для поколения Z

Tatler

Наша героиня: как хобби спасло ее от депрессии и помогло обрести форму мечты

Cosmopolitan
К кому на Каму К кому на Каму

Хореограф Алексей Мирошниченко превращает Пермь в новую Мекку для балетоманов

Vogue
Самые эксцентричные выходки индийских правителей Самые эксцентричные выходки индийских правителей

Легко быть безумным, когда ты запредельно богат в Индии

GQ
Установка прошла успешно Установка прошла успешно

15 главных вопросов о современных имплантах груди

Собака.ru
Хитрые военные тактики: 9 исторических примеров Хитрые военные тактики: 9 исторических примеров

История — это не набор дат и фамилий, а в первую очередь опыт

Популярная механика
Боги и герои Боги и герои

В Афинах все спокойно

Tatler
Главная угроза человечеству от спутников Starlink и OneWeb Главная угроза человечеству от спутников Starlink и OneWeb

Какие угрозы для человечества несут рукотворные “созвездия” в ближайшем будущем?

Популярная механика
10 «Жигулей», среди которых нет ни одних «Жигулей» 10 «Жигулей», среди которых нет ни одних «Жигулей»

Не верь глазам своим — этот автомобиль с обводами не «Жигули»

Maxim
Якутия в эпицентре «собачьего» скандала Якутия в эпицентре «собачьего» скандала

Будет ли введен мораторий на закон об ответственном обращении с животными

Русский репортер
15 фотографий Синтии, манекена-звезды 1930-х 15 фотографий Синтии, манекена-звезды 1930-х

Манекен Синтия вела такую насыщенную жизнь, что ей позавидовала бы любая девушка

Maxim
Видеоигры с упорством ломятся на киноэкраны. Но зачем? Видеоигры с упорством ломятся на киноэкраны. Но зачем?

Кажется, экранизация видеоигр – не самый важный элемент для развития индустрии

GQ
Поля Полякова: «Полюбите себя. Я пришла к этому не сразу» Поля Полякова: «Полюбите себя. Я пришла к этому не сразу»

Актриса Поля Полякова делится своими секретами красоты

Худеем правильно
Лучше черной пятницы. Как за 100 евро купить оригиналы картин самых модных и дорогих художников Лучше черной пятницы. Как за 100 евро купить оригиналы картин самых модных и дорогих художников

Не обязательно платить тысячи, а то и сотни тысяч долларов за искусство

Forbes
Наши эмоции и язык, на которым мы говорим: есть ли связь? Наши эмоции и язык, на которым мы говорим: есть ли связь?

Даже у общечеловеческих переживаний в различных культурах — свои оттенки

Psychologies
Злейший враг танка - быстролетящий лом: история военных разработок Злейший враг танка - быстролетящий лом: история военных разработок

Лучшим противотанковым боеприпасом остается быстролетящий лом

Популярная механика
Слова паразитов: как рос и хорошел молодежный жаргон последние 60 лет Слова паразитов: как рос и хорошел молодежный жаргон последние 60 лет

Метаморфозы молодежного сленга за последние полвека

Maxim
Первый украинский губернатор Первый украинский губернатор

В истории портретов случаются удивительные метаморфозы

Дилетант
Двухколесная угроза: бронированные мотоциклы c пулеметами Двухколесная угроза: бронированные мотоциклы c пулеметами

Мотоциклы частенько адаптируют под боевые нужды

Популярная механика
Одинаковы с лица: тест двух французских кроссоверов Одинаковы с лица: тест двух французских кроссоверов

Могут ли два автомобиля одной марки и одной модели вести себя по-разному?

Популярная механика
6 типов неверности: какие из них мы можем простить? 6 типов неверности: какие из них мы можем простить?

Рано или поздно измена появляется в жизни 25% пар, которые считались крепкими

Psychologies
Сергей Янчуков: «Добыча трудноизвлекаемого газа будет расти» Сергей Янчуков: «Добыча трудноизвлекаемого газа будет расти»

Мы — свидетели начала четвертого энергетического перехода

Forbes
Зеленая диета — как похудеть на овощах и фруктах за неделю? Зеленая диета — как похудеть на овощах и фруктах за неделю?

Что такое зеленая диета и как на ней быстро похудеть?

Cosmopolitan
Левон Оганезов. Концертмейстер Левон Оганезов. Концертмейстер

Я попал в Мосэстраду в девятнадцать и прослужил сорок один год

Караван историй
10 самых глупых террористов современности 10 самых глупых террористов современности

С террористами иногда случаются совершенно идиотские истории

Maxim
«Мы просто озарили рынок»: как стать миллиардером с помощью доски объявлений «Мы просто озарили рынок»: как стать миллиардером с помощью доски объявлений

Сервис Zillow заработал за год $1,4 млрд без учета рекламных доходов

Forbes
Родила для себя и не считаю это эгоизмом Родила для себя и не считаю это эгоизмом

Она родила без постоянного партнера и считает, что приняла лучшее решение

Psychologies
Ноам Хомский: Часы судного дня Ноам Хомский: Часы судного дня

Отрывок из книги Ноама Хомского «Кто правит миром?»

СНОБ
Открыть в приложении