Учиться онлайн оказалось круто
За три карантинных месяца и ученики, и родители, и даже, кажется, сама школа (учреждение максимально консервативное) увидели: образование – это не то, когда все сидят за партой.
«Мамочка, оказывается, я такая умная!» – говорит Маша, девятилетняя дочь моей подруги Нины.
40 учебных онлайн-дней Нина сидела рядом с Машей с 8 до 14. Резала яблоко, напоминала про встречи в google classroom, смотрела видео о приключениях бестолкового робота, изучающего геометрические фигуры. Периодически убегала в ванную, чтобы справиться с волной дикого раздражения – когда хочется выбросить компьютер в окно вместе со списком заданий из школы.
Нина дышала и в целом справлялась.
Нине – не привыкать.
Маша чем только ни болела в раннем детстве, поздно заговорила, не запоминала буквы, отказывалась писать – словом, к 9 Машиным годам последнее, чего Нина ждала от своей доброй, веселой и, слава богу, окрепшей девочки, так это отличных успехов в учебе.
И что же?
После двух месяцев онлайна Маша просто блестяще написала итоговый тест по математике, так что учительница не поленилась отправить Нине письмо с удивленными и восторженными поздравлениями.
«Хочешь сделать хорошо – сделай сама!» – комментирует Машины успехи Нина и смеется.
Она, и правда, два месяца сама была Машиной классной руководительницей – и это, по-честному, родительский подвиг, на который способна далеко не каждая мама – некоторые, вообще-то, еще и работают с 9 до 18.
«Ну а потом, именно Маше просто очень подошел онлайн-формат», – говорит Нина. Подошел, потому что:
- Можно было не торопиться, не стараться успеть за классом, а делать задания в своем темпе, тщательно разбирая все, что непонятно.
- Можно было сколько угодно раз переключать внимание с задания на весь окружающий мир и обратно. Кто-то может в 9 лет быть сосредоточенным 25 минут, а кто-то – как Маша – только 10. И за три подхода по 10 минут Маша оказалась способна без стресса и ненависти к предмету освоить весь материал урока.
- Можно было не сравнивать себя с другими детьми, избавиться, наконец, от роли «самой медленной девочки в классе» и начать радоваться собственным успехам.
Максуэлл Мольц, американский пластический хирург и блестящий психолог, еще 100 лет назад описывал эксперимент, в ходе которого выяснилось, что на способности к математике у ребенка напрямую влияет мнение об этих способностях самого ребенка, которое, в свою очередь, во многом зависит от мнения учителя.
На то, чтобы изменить это мнение (или, пользуясь терминологией самого Мольца, подтянуть психологическое лицо), обычно требуется 21 день. У Нины и Маши из-за карантина было в три раза больше времени.