«Идеальный фаундер — абсолютная утопия». Как строить отношения, когда в компании много партнёров
Сколько партнёров обычно стоит во главе стартапа? Чаще всего два, реже три. Как правило, фаундеры не стремятся усложнять структуру новыми владельцами, опасаясь стать живой иллюстрацией крыловской басни про лебедя, рака и щуку. Чтобы условный воз всё же сдвинулся с места, нужно грамотно распределить доли, назначить всем основателям подходящие роли и выстроить здоровые отношения внутри команды. Один из четырёх сооснователей Skillbox Андрей Анищенко рассказывает, что делать, чтобы легче и быстрее приходить к коллективному согласию в принципиальных вопросах.
Восемь лет назад рекламное агентство Grape, которым я руководил, вошло в состав международной сети WPP. Мы уже оформляли договорённости в офисе юридической компании, когда один из моих партнёров у всех на глазах порвал подписанные документы и потребовал увеличения зарплаты. В итоге мне пришлось срочно звонить в Лондон и за полчаса согласовывать новые условия, игнорируя все полагающиеся процедуры.
Эта история наглядно показывает, почему большинство стартапов боятся увеличивать количество руководителей. Но начинающим компаниям сложно в одиночку добиться успеха на больших рынках.
Идеальный фаундер, который способен единолично привлечь большие средства и построить единорога, — абсолютная утопия.
Чтобы стать в своей отрасли номером один, нужно обгонять конкурентов по уровню возможностей, интеллекта и экспертизы внутри компании. А носителями всех этих качеств являются те, кто стоит в её главе.
Вот что конкретно может сделать каждый фаундер, чтобы максимально заинтересовать своих партнеров в общем успехе.
Разделить доли
Однажды за ужином один из моих партнёров сгоряча решил пересмотреть условия акционерного соглашения, посчитав, что он тянет больший размер доли, чем это изначально предусматривалось. Вторая сторона была не согласна, так что в одночасье мы чуть не разделили компанию на две. На то, чтобы сгладить углы и найти компромисс, ушло около двух месяцев.
Гарантировать стопроцентную защиту от конфликтов не получится — но минимизировать их вероятность можно. На это работают два общих принципа:
1. Подвижность размера доли
Структурировать доли можно «сверху вниз» или «снизу вверх». В первом случае 100% компании делятся между партнерами поровну. Во втором из 100% выделяется определённый объём, например 40%, который распределяется между участниками. А оставшиеся 60% резервируются как база на будущее.
В обеих моделях доля каждого из участников — переменная величина и по мере роста компании она может как увеличиваться, так и уменьшаться. Происходит это на так называемых контрольных точках — допустим, раз в год.