Казацкая люлька Тараса Бульбы
«…вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: “Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!” И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома».

Секундное промедление стоило жизни гоголевскому герою. Но всякий трубочник Тараса поймёт. Невозможно просто так расстаться с ней, любимой, привычной, уже сделавшейся частью тебя самого… «Ну вот, — скажете вы хором вместе с органами защиты здоровья, — ещё одно доказательство, что курение смертельно опасно!» Это правда, конечно, однако журнал наш исторический, а запорожцы курили везде и всегда, даже на скаку, когда сжимали в свободной руке гораздо более вредные для организма предметы, такие как сабля или пика, о которых, кстати, речь пойдёт в следующем номере, посвящённом Тарасу Бульбе и его эпохе.

Итак, люлька. Само это слово, обозначающее курительную трубку в некоторых славянских языках, в том числе украинском, говорит о том, откуда к его носителям пришло курение табака. Из Турции, конечно. Да и табак они называют «тютюн», и это тоже тюркское заимствование. Можно, конечно, поспекулировать, как это делают любители разнообразной «исконности». Ведь, например, во Франции и Британии при раскопках находили нечто, напоминающее трубку, и сразу называли предмет галло-римским или бриттским курительным аксессуаром. Ну и что, что табак завезли в Европу