Дело времени: почему «Магнит» и «Лента» решились покупать конкурентов именно сейчас
На прошлой неделе в российском ретейле произошли две крупные сделки: «Лента» объявила о покупке сети супермаркетов Billa, а «Магнит» заявил о готовности купить «Дикси». Старший аналитик по потребительскому сектору Sova Capital Артур Галимов рассказывает, почему сейчас самое подходящее время для консолидации рынка продуктовой розницы в России.
Обе сделки — «Магнита» с «Дикси» и «Ленты» с Billa — вполне закономерны. Они вряд ли могли состояться год, два или три назад по ряду причин. В 2021 году ретейлеры планировали органически увеличивать рыночную долю, при этом не исключая возможности комплиментарных сделок слияний и поглощений. До тех пор «Магнит» и «Лента» активно занимались трансформацией своего бизнеса, совершенствовали операционные показатели, привлекли новый менеджмент и подошли к моменту, когда пора ускорять темпы роста. В 2018 году основатель «Магнита» Сергей Галицкий продал акции банку ВТБ. В 2019 году сменился собственник «Ленты» — им стал миллиардер, совладелец «Севергрупп» Алексей Мордашов. Смена владельца в «Ленте» повлияла и на стратегию развития, так как старая модель больше не была жизнеспособной.
К концу 2020 года «Магнит» занял сильную финансовую позицию — с большим объемом денежных средств на балансе и достаточно низким уровнем долговой нагрузки. Соотношение чистого долга к EBITDA составило 1,1. За счет покупки «Дикси» «Магнит» в один момент решает свою давнюю задачу — резко увеличивает рыночную долю в Москве, Московской области и на северо-западе, где исторически его присутствие было слабым.
Известно, что «Магнит» заплатит за покупку 2612 магазинов «Дикси», 39 «Мегамартов» и пяти распределительных центров более 92 млрд рублей. Много это или мало? Простая арифметика показывает, что каждый купленный магазин «Дикси» (за вычетом оценочной стоимости «Мегамартов» и распределительных центров) обойдется ретейлеру в 30 млн рублей, при том что затраты на один магазин «Магнит» составляют в среднем около 10-15 млн рублей (в зависимости от площади).