Что такое нейрофитнес и почему важно тренировать мозги
Чтобы серое вещество не превратилось в серую массу, ему, как и телу, нужны постоянные нагрузки.
Примерно миллион лет назад наши далекие предки впервые увидели огонь: дерево в саванне полыхало после удара молнии. Пораскинув мозгами, древний человек попытался воспроизвести этот фокус искусственно и стал тереть один кусок дерева о другой. Так люди научились добывать огонь: стали греться от его тепла и готовить на нем пищу. «Им больше не нужно было тратить время, пережевывая еду, подобно коровам, – объясняет профессор генетической эпидемиологии Королевского колледжа в Лондоне Тим Спектор. – Начав использовать тепло для расщепления сложных углеводов, содержащихся в корнеплодах и листьях, древние научились извлекать энергию и питательные вещества быстрее, чем прежде. Последовавшее затем уменьшение кишечника позволило им перенаправить больше энергии и калорий в другие места – прежде всего в мозг».
Многие представляют себе мозг как изолированный, сверху приставленный к телу орган, чем-то напоминающий ракету, от которой можно запросто отсоединить ступени, и она все равно полетит. На самом деле мозг раскинул свои щупальца по всему организму. Это самый прожорливый орган: в состоянии видимого покоя ему необходимо потреблять до 300 килокалорий в сутки (пятую часть всей энергии, необходимой нам в течение дня), хотя на долю мозга едва приходится 2 % от общей массы. Потребность в энергии может увеличиваться в процессе повышенной нейронной активности. Да, клеткам мозга тоже требуется больше крови, когда они работают, – так же, как мышцам, когда вы переходите на бег. При этом от чтения книжек вы вряд ли станете стройнее (поглядите на Анатолия Вассермана). От активной работы мозга польза другая: как для того, чтобы избежать немощности в старости, мы занимаемся спортом и смешиваем протеиновые коктейли, так для борьбы со слабоумием и другими недугами – грызем гранит науки.
Тем не менее разговоры о том, что тренировки мозга – это сущая ерунда, не прекращаются. А иногда даже выливаются в судебные тяжбы. Так, в 2016 году Федеральная комиссия по торговле на $2 млн оштрафовала провайдера онлайн-игр для развития когнитивных способностей Lumosity – за безосновательные утверждения об эффективности своих продуктов. Действительно, какой может быть толк от игр, которыми с детства предлагают «не засорять мозги»? Но мнение, отличное от родительского, нашлось у ученого из Новой Зеландии,