На языке природы
Четыре истории от SPLACES.STUDIO
![](https://cs.kiozk.ru/content/dr8/swg/qqr/mh9vkjm8sxtszcgnkzjv2uh/art/98868/qodf1rzg.jpg?v=1&temp_url_sig=djOgSGt_B4g9zLfWlKlVGA&temp_url_expires=1720418246)
Кажется, что технический прогресс — виновник всех проблем экологии. Но создатели SPLACES.STUDIO считают, что технологии могут сделать наши отношения с природой гармоничными. Они дают голос ветру, растениям, животным и камням и верят, что можно создать искусство, понятное не только человеку. Художники рассказали «Цифровому океану» истории…
Андре Свибович
аудиовизуальный художник, работающий в сфере технологического искусств
Христина Отс
руководитель кураторского отдела Центра Art & Science, куратор SPLACES.STUDIO
SPLACES.STUDIO
Студия искусства и науки, специализируется на создании интерактивных скульптур
Про эолову арфу
Андре Вся наша студия выросла из одного проекта — «ЛЭТИБит ». Креативному продюсеру Андрею Шибанову предложили сделать арт-проект, который отразил бы технологическую направленность вуза ЛЭТИ. Родилась мысль превратить этот проект в памятник искусственному интеллекту — так в команду пришел я. В итоге наш «ЛЭТИБит» взял целых пять премий. Мы стали получать запросы от крупных компаний, и стало ясно: пора открывать студию. Вы представляете себе, как звучит ветер? На самом деле никак. То, что мы слышим, — это искажение ламинарных потоков в наших ушах. Сначала мы ставили микрофоны, чтобы записать колебания воздуха. Но в итоге поняли, что надо считывать вибрацию, которая возникает при механическом воздействии ветра на что-либо. В этом помог скульптор Илья Шалашов, который отлично знает материалы. Мы разработали скульптуру, которая весит более тонны. 144 металлических стержня колеблются на ветру. Эти колебания считывают пьезодатчики. Нейросеть отбирает амплитуды колебаний и на их основе генерирует мелодию, опираясь на динамику ветра.
Первое, с чем ассоциируется «ЛЭТИБит», — эолова арфа1. Но у всех похожих проектов узкий диапазон звучания, а еще они склонны к самоповтору. У нас же за год — ни одного повторения мелодии.
1Эолова арфа — инструмент, звучащий без участия человека под воздействием потока воздуха. Назван в честь Эола, древнегреческого бога ветров. Состоит из резонатора — узкого деревянного ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны. Для поэтов эпохи романтизма эолова арфа символизировала гармоничное сосуществование природы и человека.
![](https://cs.kiozk.ru/content/dr8/swg/qqr/mh9vkjm8sxtszcgnkzjv2uh/art/98868/jtrkx5x6.jpg?v=1&temp_url_sig=Lggu2UXcOFlnwrPC49ubfQ&temp_url_expires=1720418246)
Христина Когда мы впервые показали проект в Севкабеле, набережная еще не была облагорожена. Просто порт — люди туда не ходили. Но, работая с силами природы, мы сделали это пространство точкой притяжения. Наш объект наделил его смыслами и превратил его в «место». Поэтому в названии нашего проекта SPLACES.STUDIO объединены слова space (пространство) и place (место). Space — это пространство бесконечных потенциальностей и возможностей. А place — это зона, наделенная символическим значением.
Про говорящий камень
Андре До 20 лет я жил в Заполярье, люблю северную природу и много читал про мегалитические культуры России. Когда строительная компания RBI предложила сделать проект, связанный с природой Карелии, я очень обрадовался и сразу вспомнил про мегалиты — огромные камни.