Беру, не глядя: как фейсбук-группа «Шар и крест» уронила рынок и спасла художников в карантине
Основатель группы «Шар и крест» Максим Кантор о том, почему искусство стоит так дешево, и почему это так хорошо
До 4 октября в Фонде In Artibus проходит выставка «Мечты коллекционера. Wish List Максима Боксера». Костяк экспозиции составляют работы, принадлежащие Максиму Боксеру. Они дополнены «объектами мечты» – произведениями из других коллекций, которые заполняют собой пробелы в собрании. Выставка открылась всего за несколько дней до введения режима самоизоляции и была закрыта для публики вплоть до начала июля. На вновь открытой выставке коллекционер Максим Боксер предстал в новом статусе. За период карантина он стал известен как человек «уронивший рынок российского современного искусства». Боксер создал в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) группу «Шар и крест», позволяющую покупать и продать искусство. Хотя в ленте группы мелькают имена известных художников, таких как Владимир Дубосарский и Айдан Салахова, ценовая планка для художников не превышает 10 000 рублей за работы на бумаге и 20 000 за живопись. Продав пять работ, надо купить одну. Продав десять, одну следует передать в фонд «Шара и креста». За первые три недели число участников группы выросло до 5 000 человек, сейчас их уже более 20 000. В интервью Forbes Life Боксер рассказывает о том, зачем он все это устроил.
Максим, когда вы создавали «Шар и крест», из чего вы исходили, устанавливая ценовую планку?
Я исходил из максимальной игровой суммы, которой люди готовы рисковать не глядя. Сначала это было 5-10 000 рублей, через две-три недели я ее удвоил. Кроме того, мне хотелось поднять качество работ. Я чувствовал, что некоторые люди хотят участвовать, но не могут у себя найти ничего за такие деньги. Например, Ирина Затуловская что-то предлагала, но было понятно, что если диапазон был бы выше, это будет более значительная работа. Сработало, стало интереснее. Если анализировать, то под конец карантина, когда забрезжил свет в конце тоннеля, многие художники стали увеличивать цены на свои работы, которые с трех тысяч на глазах выросли до восьми. Это немного утомило игру, возникло внутреннее насыщение. Но я не могу назвать это жадностью, если люди, годами ничего не продававшие, начали продавать по 50 работ в неделю, пускай и за маленькие деньги. У них просыпается аппетит, и это очень хорошо. Кроме того, в игру вступили профессионалы, которые видят в этом товар. Они начали покупать для последующей выставки, для торговли или для знакомства напрямую с авторами, для осуществления заказов. Этот процесс происходил в обоих направлениях. Умные художники получили и клиентов, и заказы. Это произошло бы в любом случае, так как соцсети позволяют и провоцируют общение «напрямую». «Шар и крест» просто убрал момент стеснения с обеих сторон. Мы оказались в масках, поэтому нет ничего проще, чем расценивать это как карнавал, где были всегда позволены вольности, и эта атмосфера породила другие отношения, чему я очень рад. Сам я в какой-то момент решил, что не буду покупать, потому что у меня «первая рука»: я раньше других знаю, что выходит на орбиту, и почти не покупаю из этических соображений.
Насколько вы вовлечены в модерирование группы? Ведь это процесс, который должен идти 24/7.
Да, и это изматывает. После недели существования группы я неожиданно для себя сделал субботу выходным днем, что вызвало неописуемый восторг всех участников. В разговорах про «Шар и крест» часто звучит, что я изобрел что-то новое, но группы по продаже искусства в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в том или ином виде существовали и раньше. Я просто сформулировал уютные правила для определенного круга людей, друзей, галеристов, искусствоведов, журналистов и остальной тусовки, которая в Москве насчитывает порядка пятисот человек. Я думал, что если откликнется хотя бы половина, это уже будет прекрасный междусобойчик, который сможет кому-то помочь. Люди, которые включились первыми, создали стиль, культуру этого процесса, которая помогла присоединиться тысячам. Я не умаляю своей заслуги в изобретении правил, но эта эмоционально заряженная, позитивная, добрая и веселая среда, которую родили и поддерживают участники, помогла всеобщему признанию. Понятно, что за такой группой надо ухаживать именно самому, перепоручать это никому нельзя. Моя помощница взяла на себя практически весь фидбек, а в модерации самих постов мне помогает мой друг Иван Лунгин, с которым у нас во многом совпадают взгляды на искусство, а когда не совпадают, то еще лучше — значит, он добавляет что-то из того, что мной осталось незамеченным.