Аэротакси, воздушная доставка, летающий мотоцикл: лучшие БПЛА от российских компаний
Трудно представить себе, что первые дроны – мультикоптеры, использующие электрические двигатели для полётов, – появились менее двадцати лет назад. Конечно, сама по себе беспилотная авиация намного старше, но до начала 2010-х беспилотниками в основном занимались военные. До сих пор объём военного рынка составляет более половины рынка беспилотных авиационных систем, но если сравнить количество эксплуатируемых гражданских и военных беспилотников, перевес окажется не в пользу военных. Как же так получилось? И как обстоят дела у разработчиков и производителей дронов – резидентов «Сколково»?
Рынок летающих камер
Первые модели электрических мультикоптеров появились на рынке в начале 2000-х. Китайская компания DJI была основана в 2006 году и до 2010 насчитывала всего несколько десятков человек, а количество проданных дронов едва доходило до нескольких десятков в год. Сейчас компания занимает более 70% рынка лёгких дронов (до 30 кг). В 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) ошибочно предполагало, что к 2020 году в мирных целях будет использоваться порядка 15 тысяч дронов. На деле, в 2020 году в мире было продано более 3 млн гражданских дронов против нескольких сотен военных систем.Внезапно оказалось, что существует потребительский рынок «летающих камер», на котором китайские производители оказались лидерами, благодаря лёгкости управления, возможности летать «из коробки». Другими факторами становления гражданской индустрии БАС стало появление относительно ёмких и лёгких аккумуляторов, а также доступных и дешёвых систем управления. Они помогли реализации мультикоптерной схемы дронов, которые проигрывают традиционным вертолётам в энергоэффективности, но выигрывают в конструктивной простоте и стоимости.
В итоге, на потребительском рынке не так много компаний, способных бросить вызов DJI – на этот рынок втиснуться стало почти нереально. Не получилось, например, даже у компании GoPro. В России можно отметить компанию Copter Express, которая реализовала проект дрона «Клевер» для использования в школах и вузах, в рамках чемпионата Worldskills. Конечно, вопрос, насколько образовательный рынок близок к потребительскому, но пока в России разработки Copter Express – ближе всего к тому, что создаёт DJI.Российским компаниям сложно конкурировать за место под солнцем на рынке потребительских дронов по ряду причин. Речь прежде всего о доступе к капиталу и способности создать аналог Phantom и Mavic по конкурентоспособной цене, не уступая в технологичности и простоте использования. Получается, что российским компаниям остаётся работать либо с государственным рынком, либо заниматься профессиональным применением БАС.