Искусство или нет?
Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак и Гарри Нуриев размышляют о месте дизайна в мире искусства и о том, как его правильно показывать в музеях.
Пушкинский — первый большой музей, в котором ребенком побывал Гарри Нуриев. И возможность поговорить с нынешним директором ГМИИ Мариной Лошак он воспринял с большим энтузиазмом. Поводом для встречи стала недавняя выставка “Не живопись”, где музей показывал керамику, гобелены и другие “интерьерные” вещи известных художников. Но тема разговора оказалась немного шире. Марине как директору музея и коллекционеру народного искусства и Гарри, который обращается в своих проектах к русскому и советскому быту, одинаково интересна тема взаимодействия дизайна и искусства.
ГАРРИ: Я привык давать интервью, но оказалось, что брать интервью гораздо сложнее. Когда я это понял, у меня появился вопрос: нужно ли в принципе заходить на чужую территорию и пробовать себя в разных областях? Как вы относитесь к тому, что дизайнеры создают предметы искусства или художники делают какие-то предметы дизайна?
МАРИНА: Мне все-таки ближе мысль, что нет отдельно дизайнеров и художников — все это пространство искусства. Наша выставка “Не живопись” толкает на такие размышления. Мы там имеем дело с художниками, чьи имена стали иконами модернизма, и вот у них возникло желание создавать предметы прикладного толка — становятся ли они в этот момент дизайнерами или остаются художниками? Чем тарелки Пикассо или Матисса хуже их графических и живописных работ? У художника есть много лиц, и это одно из них.
Я всегда завидовала странам, где существуют коллекционеры, которые собирают предметы материальной культуры. (Ужасно не люблю советский термин “декоративно-прикладное искусство”. Хочется назвать это как-то иначе.) Благодаря Александру Васильеву у нас стали появляться коллекционеры одежды, но их собрания всегда показывают на маленьких, несущественных площадках — музеи относятся к этому с долей снисхождения. Поэтому у нас с вами очень важная миссия: показать, что все это — музейное поле. Почему картина, написанная на холсте масляными красками, важнее узбекской ткани конца XVIII века? Нет, не важнее. Более того, мне кажется, что великое анонимное искусство всегда перекрывает своей свободой, легкостью, широтой восприятия мира любое профессиональное искусство.
В 2019 году на выставке “Восточный джаз / East West Jazz” мы повесили вместе узбекские ткани и халаты из коллекции Александра Клячина и абстрактную живопись. Мне кажется, это перевернуло представление о том, как можно показывать предметы материальной культуры. Там были очень сильные художники, но, конечно же, эти халаты их победили.