«Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем
Как понять, что вы художник? И что делать, если вы все-таки решились классифицировать себя так? Что читать об искусстве и куда податься в арт-комьюнити? Как выстроить отношения с брендами, грантами и вообще деньгами? На эти и другие вопросы Esquire ответили участники дискуссии «Я художник! Что мне делать?», которая состоялась в рамках ярмарки молодого искусства Blazar, проходящей в Москве с 9 по 13 сентября.
Как понять, сколько должна стоить работа? И почему она оценивается так, а не иначе?
Анна Наумова, сооснователь онлайн-галереи Sample, арт-директор ярмарки молодого искусства Blazar:
«Точной формулы нет, но есть несколько критериев, которые влияют на стоимость работы.
Во-первых, это имя художника. Если этот автор уже сделал себе имя, участвует в выставках, то, конечно, он будет стоить дороже. Цена часто начинает расти, если работы художника покупает крутой коллекционер или берет в свое собрание музей или фонд.
Во-вторых, это уникальность работы и ее доступность на рынке. Тиражное искусство всегда будет доступнее, а работы авторов, которые закончили свою карьеру (и успели сделать себе имя), будут дороже. Плюс у каждого художника есть серии и циклы, которые стоят выше. Узнаваемые и характерные для художника произведения — тоже.
И самое прозаичное и очевидное — стоимость материалов. Есть работы, где сами материалы и время работы будут изначально давать высокую цену».
Почему одни и те же молодые художники получают большое количество рекламных контрактов и грантов? Как стать одним из них?
Мария Кравцова, куратор, арт-критик, шеф-редактор сайта Artguide и русской версии журнала Garage Magazine: «Рекламные контракты и гранты — это две абсолютно разные истории. Мы по практике видим, что часть художников действительно интегрируется в коммерческую сферу и успешно сотрудничает с брендами, коммерческими институциями. Здесь нужны навыки маркетинга и селф-промо. Сейчас это особенно хорошо с уличными художниками, которые работают с фигуративом. А другая часть реализует себя и комфортно себя чувствует в системе грантов и находит институциональную поддержку. Чтобы получать больше грантов, надо понимать, как это делать — правильно заполнять документы, отслеживать конкурсы, понимать эту систему (здесь есть сезонность). Это отдельная и довольно тяжелая работа, которая требует много времени, но она имеет хороший результат. Например арт-группа из Калининграда «Нежные бабы», которая за рубежом известна даже больше, чем в России, получает много тревел-грантов в резиденции. Для них это идеальная форма творчества, которой они умеют пользоваться».