Зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию

Знание – силаНаука

Зачем волки воют, а люди – поют

Александр Никольский

Вынесенный в заголовок вопрос «зачем» мы часто задаем себе, слыша, как кричат звери. Ответ на него предполагает мотив (желание) коммуникации. Человек не исключение. Я поместил воющего волка рядом с поющим человеком именно потому, что желание волка выть совпадает с желанием человека петь. На нескольких примерах я покажу, зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию, ограничившись примерами, когда причины (мотивы) крика у животных и человека совпадают.

Кроме волка, в нашем коротком рассказе рядом с человеком окажутся и другие звери, мотивация которых, сходная с мотивацией человека, заставляет их кричать, а человека – петь. Но это вовсе не означает, что речевое общение человека и акустическая коммуникация животных одно и то же. Речь – это не только средство выражения состояния говорящего, речь – это прежде всего инструмент мышления. Человек обучается пользоваться этим совершенным инструментом. Крики зверей – только средство выражения состояния источника крика. Животные генетически наследуют использование крика как средства коммуникации.

Звуковая коммуникация, передача сообщений по акустическому каналу связи, имеет множество преимуществ перед другими формами общения, такими как химическое, оптическое, тактильное. С помощью звуковых сигналов звери способны передавать актуальную, сиюминутную информацию о том, что происходит с ними здесь и сейчас, нередко в отсутствие зрительного контакта с приемником сообщения, что также является преимуществом звуковой коммуникации. По акустическому каналу связи информация может быть передана на большие расстояния, адресована многим или, напротив, ограниченному числу получателей. В передаваемом звуковом сообщении за короткий промежуток времени можно кодировать большой объем информации, меняя (модулируя) параметры сигнала, каждый в отдельности или их сочетание: частоту, амплитуду, длительность крика. Все эти преимущества, прежде всего возможность кодировать в непрерывном речевом потоке большой объем информации, человек успешно использует в устной речи, в процессе говорения.

Начнем с воя. Воем мы называем протяжный, длительный, повторяющийся громкий крик. Мы бы хотели, чтобы романтики-волки выли на луну. Но на луну они не воют. Мотивация воя волков та же, что и воя собак, потомков волка, на весь день оставленных хозяином в квартире. В конце дня хозяин возвращается с работы, собака радостно встречает его у порога и перестает выть. Назовем эту мотивацию – мотивация консолидации, то есть желание быть вместе. Волки желание быть вместе выражают воем. Так же, только более высокими голосами, выражают мотивацию консолидации и их ближайшие родственники – шакалы в Старом и койоты – в Новом Свете.

Если уж совсем очеловечивать чувства оставленной в пустой квартире собаки, проводя аналогию с воем волка, то это чувство наиболее соответствует чувству тоски. Недаром говорится – «от тоски выть хочется» или – «завыл от тоски».

Наиболее активно волки воют в конце лета – начале осени, когда подрастающие щенки начинают осваивать территорию. В это время они вместе с родителями, а нередко и вместе с прошлогодними подросшими волчатами (переярками) время от времени меняют днёвку, место отдыха, перемещаясь на десятки и сотни метров. На дневке семья отдыхает, а волчата, пока не научатся самостоятельно добывать себе корм, довольствуются принесенной взрослыми добычей. Взрослые волки регулярно отлучаются с дневки на 1, 2 или даже на 3 дня. Приближаясь к знакомой им территории, чувствуя запах родной стаи, они начинают выть, издают длительные, протяжные низкие звуки. Чаще это происходит за несколько сотен метров от дневки. Вой повторяется 2–3 раза, но обычно уже после первого крика слышен ответ – дружный высокий разноголосый вой волчат, многократно повторенный и размытый лесным эхом. Часто на дневке вместе с волчатами остается один из взрослых волков. И тогда разноголосые высокие крики щенков оттеняет низкий, протяжный крик взрослого волка. Спустя несколько минут хор замолкает.

Для идущего к дневке взрослого волка этот акустический навигатор совместно со знакомыми запахами, которыми наполнен лес, достаточен, чтобы безошибочно выйти к своим.

Перекличку одиночного взрослого волка, идущего по тропе, с группой волков, оставленных на дневке, мы с аспирантом Московского университета Карлом-Хайнцем Фроммольтом многократно слышали и записывали на магнитофон в Тверской области (рис. 1).

Рис. 1. Запись на магнитофон воя волков. Тверская область, 1984 год. На фото: аспирант Московского университета Карл-Хайнц Фроммольт, в настоящее время куратор Фонотеки Музея естественной истории Берлина

Но у волков, так же как у шакалов и койотов, есть и другой тип воя, мы называем его «групповой спонтанный вой», когда группа волков (шакалов, койотов) без внешне видимой причины начинает выть. Самая характерная особенность группового спонтанного воя – его заразительность. Группа зверей, собравшись вместе, следуя за инициатором воя, многократно повторяет протяжные крики, слышные за многие сотни метров. Группа может состоять из щенков и взрослых волков, или только из взрослых, или только из щенков.

С опытным зоологом Андреем Дмитриевичем Поярковым, знающим все о поведении собак, мы, записывая на магнитофон голоса шакалов в заповеднике «Тигровая балка» в Таджикистане, обнаружили феномен, подтверждающий особую функцию группового воя как средства коммуникативного сплочения животных. Оказалось, что в процессе воя шакалы переходят от диссонанса в консонанс, в слитное звучание, что подтверждается визуализацией звука (рис. 2). Как показано на спектрограмме, крики шакалов сливаются. Заключительную серию воя звери начинают почти одновременно и кричат практически на одной частоте, подстраиваясь под вой инициатора, вслед за ним повторяя детали частотной модуляции, изменение частоты во времени.

Рис. 2. Голоса шакалов сливаются. Спонтанный групповой вой трех (1, 2, 3) шакалов, записанный в дикой природе в заповеднике «Тигровая балка», Таджикистан. От воя к вою, следуя за инициатором (1), звери переходят от диссонанса в консонанс, их голоса сливаются. В четвертой, заключительной серии воя, следуя за инициатором, они начинают кричать почти одновременно и практически на одной частоте

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Параллельные люди Параллельные люди

С какими альтернативными человечествами мы могли бы делить Землю?

Вокруг света
Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Миллион цветных деталей Миллион цветных деталей

Весь мир играет в конструкторы «Лего» семьдесят лет и не наигрался до сих пор

Вокруг света
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть» Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБК
Непростой узелок Непростой узелок

О чем сообщают увеличенные лимфоузлы у ребенка?

Лиза
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Со времен Александра Невского Со времен Александра Невского

Пять московских достопримечательностей с удивительной историей

Зеркало Мира
«А на что мне миллион?» «А на что мне миллион?»

Сколько денег было у графа Монте-Кристо

Деньги
Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль» Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль»

Ольга Бузова: как продолжить верить людям, несмотря на прошлый негативный опыт

Добрые советы
На худой конец На худой конец

Как быть при осечке в сексе

Men Today
Вода — главный ресурс на Луне Вода — главный ресурс на Луне

Почему «лунная вода» важна для понимания происхождения жизни на Земле?

Зеркало Мира
Принять позы Принять позы

Позы или буузы — как правильно, мы так и не узнали: здесь мир разделен надвое

Seasons of life
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов

Чем грозят долгие годы жизни с критикующими родителями?

Psychologies
Вперед, к природе! Вперед, к природе!

Зимняя вечеринка на даче: как все устроить за три дня

Лиза
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7 Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Чем примечателен «крутой охотник» JAECOO J7?

Maxim
Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории

Какую неочевидную угрозу таит в себе искусственный интеллект?

Inc.
Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории

Лучшие вечеринки XX века: кто их организовывал, а кто был на них гостями?

ТехИнсайдер
Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть» Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть»

Егор Кончаловский: каково это — родиться в самой известной киносемье России

Maxim
Институт особого назначения Институт особого назначения

Какими исследованиями занимается Институт истории естествознания и техники?

Знание – сила
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
Пять прелюдий о Грибоедове Пять прелюдий о Грибоедове

Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов

Знание – сила
Уходящий уходит — и выигрывает Уходящий уходит — и выигрывает

Как прощаются в русском театре

Weekend
Открыть в приложении