Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – силаИстория

Забытые речные порты России

Игорь Харичев

Струги на Северной Двине. XVII век

По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, на территории Российской Федерации функционируют 117 речных портов. Среди них есть крупные и совсем небольшие. Каждый из них в меру своих возможностей и экономических потребностей выполняет свое портовое дело. Но в списке современных речных портов отсутствуют названия ряда крупных в прошлом транспортных речных узлов, а также есть порты, весьма важные в прошлом, но потерявшие свое былое значение. Что привело к такому исходу? В каждом случае были свои причины…

Рогачёво

Название населенного пункта Рогачёво неизвестно подавляющему числу жителей России. Между тем это старинное село в Дмитровском муниципальном округе Московской области, в прошлом центр Рогачёвской волости Дмитровского уезда. Расположено село на речке Лбовка, притоке Яхромы. На северо-востоке по Яхромской пойме начинается Верхневолжская низменность.

Находящееся между городами Клин и Дмитров, село Рогачёво разрослось во времена междоусобиц тверских и дмитровских князей в XIII— XIV веках, а затем тверских и московских князей, когда Дмитровское княжество становится уделом Великого княжества Московского.

В начале XVI века через Рогачёво проходили речные торговые пути, связывающие Москву и Русский Север, а также юг до Каспийского моря (по Волге). Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме могли подняться тяжелые грузовые суда с Волги. В нем находился перевалочный пункт, где товары перегружали на суда с малой осадкой, которые везли груз по реке в Дмитров и далее в Москву.

В тот период на Руси использовались три основных типа речных судов: ладьи, струги и челны. Такие суда существовали и ранее, но для XVI века характерно увеличение тоннажа судов и рост их специализации.

Русские ладьи на Балтийском море. С гравюры середины XVI века

Ладьи предназначались для дальних речных и морских переходов. Имели вёсельное и парусное оснащение. Поначалу их строили из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта (такие ладьи назывались «насадами» или «набойными»). Но к XVI веку их сменили «дощатые ладьи» – их корпус судна полностью делался из досок. Длина ладей достигала 25 метров, ширина – 8 метров, осадка – 1,5–2,7 метра, высота борта – 2,5–3,5 метров, грузоподъемность – до 20 тонн.

Ладья была палубным судном с навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека с люками на палубе. Носовой отсек использовался для проживания команды из 20–30 человек, в среднем отсеке располагался грузовой трюм глубиной до 4 метров, в кормовом отсеке находилась каюта кормщика (капитана). На ладьях ставили до трех мачт: первые две с прямыми парусами, последняя с гафельным – тоже четырехугольным, но косым, в форме неправильной трапеции. Такие суда при попутном ветре могли проходить до 300 км в сутки.

Струги представляли собой плоскодонные парусно-гребные суда, которые могли иметь значительные размеры: их длина достигала 35,5 метров; ширина – 8,5 метра; осадка – около одного метра. Несмотря на столь внушительные размеры, эти суда были легкими на ходу. Их использовали для перевозки не только грузов, но и пассажиров. Конструкция корпуса была килевая, крыша – двускатная, покрывалась соломой. На крыше настилался помост, называемый полатями, на котором размещались члены команды, управляющие потесью – огромным, тесанным из бревна веслом для управления стругом. Там же устанавливалось «кресло» – площадка для кормчего. Внутри корпуса, в носу и на корме, устраивались небольшие помещения (так называемые казенки), в которых размещались кормчий, команда и провизия. Струги имели парус, который ставился при попутном ветре, и весла. Грузоподъемность стругов в зависимости от их размеров и осадки была различной, но достигала 130— 160 тонн. Длина небольших стругов равнялась 10,5 метрам, ширина – 2,5 метра, осадка – 0,5 метра. Они тоже имели одномачтовое парусное вооружение и от 4 до 8 вёсел.

Челн. Иллюстрация из книги Олауса Магнуса «История северных народов». XVI век

Челны – самый маленький тип лодок. Применялся для перемещений на небольшие расстояния, охоты и рыбной ловли. Челны исстари выдалбливали из стволов деревьев – дуба, осины, липы. Позже для увеличения грузоподъемности поднимали борта, набивая на них доски. Такие суда назывались «набойными». Они могли иметь мачту.

Что же возили на судах в ту пору? С севера России по водным путям шли рыба, пушнина, с юга, в основном, соль1, зерно. Значительная часть поступающих грузов шла в Москву. Из других стран по Волге привозили шелковые ткани (камка, тафта, атлас, бархат) и хлопчатобумажные ткани (бязь, пестрядь), ковры, пряности (шафран, мускус), сухофрукты, орехи, рис, а еще жемчуг. Из России за границу везли собольи, рысьи, куньи, горностаевые меха, а еще воск, мед, лосиные и коровьи кожи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении