О теории вырождения (дегенерации), расовой теории («научном расизме») и евгенике

Знание – силаНаука

Расовая теория: цвет кожи и свет разума

Продолжение цикла «Теории неполноценности». Серия статей о трех больших идеях, очень сильно повлиявших не только на науку, но и на всю культуру развитых стран XIX—XX веков – о теории вырождения (дегенерации) (ЗС № 1/24), расовой теории («научном расизме») и евгенике.

Борис Жуков

Как и теория вырождения, расовая теория (или, как ее еще называют, «научный расизм») сформировалась в середине XIX века. Это, разумеется, не означает, что до того все признавали людей другой расы равными независимо от цвета кожи. Наоборот – неравенство рас до поры до времени казалось чем-то само собой разумеющимся и не нуждающимся в обоснованиях и доказательствах. Любой человеческой общности, любой традиционной культуре свойственно считать людьми в полном смысле слова только членов своего сообщества, а всех остальных воспринимать как «не совсем людей» (недаром самоназвание многих народов буквально означает «настоящие люди» или даже просто «люди»). При этом если в охотничье-собирательских обществах понятие «своих» включало в себя членов своего племени, то, скажем, для древних греков мир уже делился на эллинов и варваров. Каковы бы ни были отношения между теми или иными греческими полисами, их граждане воспринимали друг друга как полноценных людей – в отличие от представителей иных народов. Во время становления национальных государств (особенно если оно происходило в войнах) это восприятие обострялось. «Говорят, что англичане вовсе даже не люди и у них под одеждой есть хвосты», – пишет французский придворный хронист на самом излете Столетней войны.

Но в более спокойные времена такое восприятие соседей (с которыми волей-неволей постоянно приходится иметь дело и вступать в какие-то отношения; которые выглядят так же, как и «наши», а часто говорят на более-менее понятном языке и исповедуют ту же веру) несколько притуплялось, умерялось, переходило в латентное состояние. При встрече же с невиданными ранее людьми совершенно необычного физического облика оно расцветало во всей красе. После открытия Нового Света испанские клирики всерьез обсуждали, являются ли его аборигены людьми и можно ли их крестить – или это будет таким же кощунством, как крещение обезьяны? Ведь об этих существах ничего не сказано ни в Писании, ни в трудах античных авторов, и неизвестно, есть ли у них вообще душа. (Если кто-то думает, что такими вопросами могут задаваться только зарассуждавшиеся схоласты-теологи – пусть вспомнит эпизод из «Дерсу Узала», где пожилой старообрядец говорит о Дерсу – «у него и души-то нет, а пар» – хотя дружит с ним много лет и относится к нему с явной симпатией.) Применительно к неграм такое отношение к ним дополнительно поддерживалось их массовым использованием в качестве рабов, так как позволяло не задаваться вопросом, как может просвещенный человек держать людей в рабстве и использовать их как рабочий скот. Ведь чернокожие – не совсем люди, так что…

Чернокожие рабы

Этот стихийный «расизм по умолчанию» не миновал и сочинения авторов, пытавшихся как-то осмыслить биологическое разнообразие человечества. Уже в трудах античных философов и медиков (Гиппократа, Посидония, Витрувия и других) можно найти утверждения о «трусости» или «робости» чернокожих (в противоположность отважным и хладнокровным белым людям) и попытки объяснить эти свойства влиянием более жаркого климата.

Европейцы

Сходные положения можно найти и у философов раннего Нового времени, обращавшихся к расовой тематике, – включая таких крупных мыслителей, как Вольтер и Иммануил Кант. В их представлении расы непременно выстраиваются в некую иерархию, где высшую ступень занимают, конечно, европейцы, а низшую – как правило, африканцы. При этом все, что говорится о свойствах рас, – это чисто априорные утверждения, не подкрепленные никакими фактами, а часто откровенно субъективные. Впрочем, все то же самое можно сказать и о том, что писали о расах ученые того времени. От сочинений философов труды ученых (среди которых были такие звезды, как Роберт Бойль, Карл Линней, Жорж-Луи Бюффон, Иоганн Блюменбах) отличались разве что большим вниманием к классификации рас – и прежде всего к вопросу о том, сколько их всего, – и их отличительным признакам. В число последних включались не только морфологические черты, но и свойства характера, темперамент, общественный уклад и даже одеяния. Вот, например, как описывает Линней европейца («белый, сангвиник, необузданный; с пышными длинными волосами; голубые глаза; обходительный, проницательный, изобретательный; одет в плотную одежду; живет согласно обрядам») и африканца («черный, флегматик, небрежный; черные, вьющиеся волосы; шелковистая кожа, приплюснутый нос, пухлые губы; женщины без стыда; молочные железы дают молоко в изобилии; ловкий, коварный, беспечный; намазывающий себя жиром; живет согласно воле»).

Карл Линней

Заметим: хотя Линней не выстраивает выделенные им разновидности людей в какую-то иерархию, среди моральных характеристик, присущих по его мнению европейцам, нет ни одной отрицательной, а среди приписываемых африканцам – ни одной безусловно положительной. Т. е. идея неравноценности людей разных рас присутствует и у него – хотя выражена куда слабее, чем у большинства авторов XVII—XVIII столетий. Для ученых и философов этой эпохи неравенство людей разных рас столь же очевидно и само собой разумеется, как и для их непросвещенных современников. Тем более, что сами мыслители, как правило, имели крайне скудный личный опыт общения с людьми иных рас или не имели его вовсе.

Однако массовые постоянные контакты белых и черных на протяжении многих поколений, появление в «цивилизованном» обществе свободных (а затем и образованных) чернокожих граждан, межрасовые браки (пусть и неофициальные) и родившиеся в них дети постепенно подрывали этот наивный «расизм по умолчанию». Воспитанникам чернокожих нянек и слушателям дядюшек Римусов в зрелом возрасте было уже не так-то просто воспринимать негров как «не совсем людей».

Аборигены Австралии

На рубеже XIII—XIX веков этот сдвиг в восприятии получает конкретное политическое и юридическое выражение. Начиная с 1780 года (т. е. еще до окончания Войны за независимость), целый ряд американских штатов отменяет на своей территории рабство или начинает процесс его постепенной ликвидации. В 1794 году революционное правительство Франции запрещает рабство в стране и во всех ее заморских владениях. В 1807 году Великобритания запрещает работорговлю в своих колониях, а в 1833-м – и сам институт рабства. Конечно, все это еще далеко не означало реального равноправия, но на фоне этих перемен идея расового превосходства требовала нового, более рационального и артикулированного обоснования.

В США, где расовый вопрос обострился настолько, что на десятилетия стал предметом главного внутриполитического конфликта (вылившегося в итоге в гражданскую войну), попытка такого обоснования была предпринята еще в 1830-е – 1840-е годы Сэмюэлом Мортоном, врачом из Филадельфии. Доктор Мортон интересовался не только медициной и фармакологией, но и геологией, палеонтологией, египтологией, гибридизацией животных и растений. А самым глубоким его увлечением было собирание и исследование человеческих черепов. Коллекция, которую он собирал всю жизнь, насчитывала в итоге около тысячи образцов. У каждого из своих трофеев Мортон измерял ряд показателей, в том числе внутренний объем черепной коробки (для чего наполнял ее дробью или зернами, которые затем аккуратно переносил в мерный сосуд). На основании этих исследований в 1839 году он выпустил фундаментальный труд Crania Americana, в котором, в частности, сообщал, что белые люди превосходят другие расы по размеру мозга. Согласно измерениям Мортона, внутренний объем черепной коробки среднего белого американца составлял 87 кубических дюймов, среднего индейца – 82, а среднего негра – 78 (в более привычных нам единицах – соответственно 1426, 1344 и 1278 см3). Из чего Мортон не преминул сделать вывод: меньший мозг указывает на более низкий интеллект небелых рас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта

Кто и когда придумал дарить цветы женщинам

Forbes
Язык в поисках понятия о себе Язык в поисках понятия о себе

Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система

Знание – сила
Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино

Как съемки во «взрослом видео» не стали клеймом на карьере актеров

Правила жизни
Год без лета Год без лета

Извержение вулкана Тамбора в 1815 году стало самым мощным в истории человечества

Вокруг света
Лещина и фундук Лещина и фундук

Лещина, или орешник — род кустарников, подаривший нам фундук

Наука и жизнь
Будущее в настоящем Будущее в настоящем

Искусственный интеллект: ожидания, страхи, реальность

Men Today
Сам себе профайлер Сам себе профайлер

Об основных психотипах и о том, как научиться их распознавать

Grazia
«Солнечные космические лучи — моя любовь…» «Солнечные космические лучи — моя любовь…»

Галина Базилевская об исследованиях физики Солнца и космических лучей

Наука и жизнь
Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет

Что происходит, если ваши с партнером взгляды на даты и годовщины расходятся?

Psychologies
Зачем кенгуру три влагалища и две матки? Такого вам не расскажут в школе Зачем кенгуру три влагалища и две матки? Такого вам не расскажут в школе

Говорят, что быть «немножко беременной» невозможно. Это вы скажите кенгуру

ТехИнсайдер
Год на Бабушкинской Год на Бабушкинской

Автофикшен-рассказ Ксении Буржской. Забавный, непринужденно-бытовой, уязвимый

Правила жизни
Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей

Уже в детстве Виктора Дмитриева захватил дух странствий и открытий

Forbes
Искусственный интеллект смог создать «идеальное» пиво Искусственный интеллект смог создать «идеальное» пиво

ИИ доработал состав пенного напитка, который смог поразить дегустаторов-людей

ТехИнсайдер
5 книг, в которых герои пускаются в рискованные авантюры 5 книг, в которых герои пускаются в рискованные авантюры

Интриги и преступления, страсть и предательство — все это найдется в этих книгах

Maxim
«Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века

Премьера спектакля Евгения Каменьковича по пьесе Николая Гоголя

Монокль
Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика

Раиса Горбачева: чему нас может научить ее образ сегодня?

СНОБ
Правда ли, что котам на флоте давали паспорта с отпечатком лапки Правда ли, что котам на флоте давали паспорта с отпечатком лапки

Были ли у котов на флоте настоящие документы, а не только "усы, лапы и хвост"?

ТехИнсайдер
Жизнь на высоких нотах: почему весь мир любит (и иногда ненавидит) Ариану Гранде Жизнь на высоких нотах: почему весь мир любит (и иногда ненавидит) Ариану Гранде

О чем поет повзрослевшая Ариана Гранде, за что ее ненавидят моралисты?

Правила жизни
Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией

О том, как творческие люди давали отпор депрессии благодаря своему творчеству

СНОБ
Самшитовые склоны Самшитовые склоны

Дом мечты с отделкой в рустикальном стиле и потрясающим видом на горы

Идеи Вашего Дома
Публичный труп для вечной жизни Публичный труп для вечной жизни

Как человек стал делать себя произведением искусства

Weekend
Своевременное вневременное Своевременное вневременное

Как математик Александр Константинов стал художником чистой линии

Weekend
Только вперед Только вперед

Детские и недетские вопросы — от важности побыть одному до индульгенции границ

Psychologies
История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру? История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру?

Как можно проглотить аршин — полуметровую линейку?

ТехИнсайдер
Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия

Как защитить себя и свои средства от кибермошенничества?

Наука и техника
Продолжение легенды Продолжение легенды

Яхтенный бренд Moody легендарным считается по праву

Y Magazine
На Петровке по-французски На Петровке по-французски

Изысканный «кружевной» интерьер в самом сердце Москвы

SALON-Interior
Детская травма отверженности в семьях успешных и знаменитых Детская травма отверженности в семьях успешных и знаменитых

Как же росли известные всем личности из мира литературы?

Psychologies
Открытый код Открытый код

Как эволюция ДНК-тестов изменит криминалистику и медицину

РБК
Открыть в приложении