Новости науки
Конец Вселенной случится раньше, чем давали прежние оценки
Физики Хейно Фальке, Михаэль Вондрак и математик Вальтер ван Суйлек, работающие в Университете Радбауда (государственный исследовательский университет в городе Неймеген, Нидерланды), пересмотрели существующие прогнозы времени конечного распада Вселенной. Согласно результатам новых расчетов, распад Вселенной, связанный с исчезновением всех звезд, произойдет через 1078 лет.
Полученный в 2023 году результат предсказывал наступление конца мира через 101100 лет. Однако в прежних расчетах не учитывались воздействия черных дыр и нейтронных звезд. Прежде всего речь об излучении черных дыр, которое приводит к их «испарению» – оно носит название «излучение Хокинга» и должно вызывать исчезновение этих космических объектов. Что касается белых карликов – они одни из самых стабильных объектов во Вселенной и начнут распадаться именно через 1078 лет.
В процессе распада Вселенной также будут происходить различные физические явления, такие как изменение структуры пространства-времени. Исследование проблемы конечности Вселенной поможет глубже понять фундаментальные законы физики и эволюцию Вселенной.
Результаты работы представлены в «Journal of Cosmology and Astroparticle Physics»
Байкальский телескоп зафиксировал уникальное явление
Байкальский нейтринный телескоп впервые зарегистрировал нейтрино с экстремально высокой энергией, источником которых являются объекты внутри нашей Галактики.
Напомним, что нейтрино – элементарные частицы, практически не взаимодействующие с веществом. Они свободно проходят сквозь звезды, планеты и лишь в редких случаях сталкиваются с другими частицами. Зафиксировать такие взаимодействия крайне сложно, поэтому для их наблюдения используют гигантские подземные установки. Или подводные, такие как Байкальский телескоп. Он установлен на глубине 1300 метров озера Байкал. Около 4700 оптических сенсоров отслеживают вспышки света – черенковское излучение, которое возникает, когда нейтрино сталкивается с молекулами воды и порождает мюон, движущийся в водной среде со скоростью, превышающей фазовую скорость распространения света в воде.
Сигнал, зафиксированный российским телескопом, относится к числу редчайших. За год удается поймать не больше 10–15 подобных нейтрино. И тем важнее, что на этот раз источник частицы удалось локализовать в пределах Млечного Пути.
Открытие стало важным вкладом в молодую область нейтринной астрономии. До сих пор ученым удавалось связывать нейтрино сверхвысокой энергии лишь с источниками, находящимися далеко за пределами нашей Галактики. Новые данные намекают на существование мощных объектов – пульсаров или остатков сверхновых – в центре Млечного Пути.
Статья опубликована в «The Astrophysical Journal»
Обнаружены доказательства жизни на далеких экзопланетах
Благодаря новым данным, полученным с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб, ученые обнаружили серьезные доказательства существования внеземной жизни на экзопланете K2–18 b, расположенной в созвездии Льва на расстоянии 124 световых лет от Земли. Она крупнее Земли, ее радиус больше земного в 2,6 раза, а масса – в 8,6 раза. Экзопланета находится совсем недалеко от своей звезды, маленького красного карлика, и в пределах его обитаемой зоны, получая примерно столько же звездного света и тепла, сколько Земля от Солнца. Она делает оборот вокруг своей звезды всего за 33 дня.
Экзопланета K2–18 b давно интригует научное сообщество: ее обнаружили в 2015‑м, а в 2017‑м данные космического телескопа Спитцер подтвердили, что K2–18 b находится в обитаемой зоне своей звезды. В 2019‑м, сопоставив данные космических телескопов Кеплер, Спитцер и Хаббл, участники сразу двух независимых научных исследований пришли к выводу, что в атмосфере K2– 18 b есть значительное количество водяного пара, а условия позволяют образовываться жидкой воде. В 2020‑м появилась гипотеза, что K2–18 b покрыта водным океаном, пригодным для жизни. В 2023‑м, после анализа данных с телескопа Джеймс Уэбб, в атмосфере планеты были обнаружены молекулы метана, углекислого газа, а также признаки возможного наличия значимого маркера жизни – газа диметилсульфида. Это может быть признаком существования живых существ в гипотетическом океане на поверхности K2–18 b.