Виктор Гуминский достает с полки «Путешествие в Арзрум»...

Знание – силаИстория

«Никогда еще не видал я чужой земли…»

Беседу вела Наталья Рожкова

В феврале нынешнего года доктор филологических наук, действительный член Тургеневского Общества Германии и Императорского Православного Палестинского общества, член Гоголевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН, главный научный сотрудник Отдела русской классической литературы, научно-исследовательского центра «Русская литература и христианская традиция» Института мировой литературы, кавалер Пушкинской медали Виктор Мирославович Гуминский отметил юбилей – 75 лет.

В далеком 1972 году он опубликовал свою первую работу в журнале «В мире книг», широко известны его топология «Взгляд сквозь столетия. Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века» (1977), монографии «Пенаты. Уроки русской классической литературы» (1985), «Открытие мира, или Путешествия и странники» (1987). В подарок от автора я получила его фундаментальный труд «Русская литература путешествий в мировом историко-культурном контексте» (2017). Этот великолепный том, насчитывающий более 600 страниц, предваряет утверждение, которое вводит читателя в необыкновенный мир травеологов: «Любое путешествие – это преодоление преград, границ, но уже не столько внешних, природных, государственных, таможенных (хотя и их тоже), сколько субъективных, находящихся внутри самого путешественника, своего мира, с которым он отправился в чужой мир».

В уютной квартире ученого с фотографий (среди которых много дореволюционных) на нас выразительно глядят многочисленные представители его рода. Здесь царит тишина, хотя дома две внучки-школьницы на каникулах, любимая кошка, и только собака, подобранная с улицы, изредка подает голос.

Виктор Мирославович с юмором вспоминает, как его, студента филологического факультета, исключили из университета и комсомола за «распространение религиозной литературы», которая в то время почти приравнивалась к антисоветской. Прежде чем удалось восстановиться, пришлось поработать грузчиком…

Стеллажи с книгами высятся почти до высокого потолка. Гуминский достает с полки «Путешествие в Арзрум».

«Знание – Сила»:Вероятно, сложно рассматривать образ Пушкинапутешественника в отрыве от предыдущих (да и последующих) произведений данного жанра отечественной литературы. Однако тема эта неисчерпаема, начиная от «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, далее – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» Карамзина, а завершим «Фрегатом "Паллада"», Гончарова, «Островом Сахалин» Чехова, и это – только XIX век… Беседа наша может продлиться до бесконечности, поэтому попробуем начать непосредственно с Пушкина?

Виктор Гуминский: – Начнем! Тем более что первое русское произведение жанра путешествий написано задолго до Афанасия Никитина, я имею в виду – «Хождение игумена Даниила» (XII век).

Военно- Грузинская дорога

Часто приводят утверждение Гоголя: «Пушкин – это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Сроки подходят. Пушкиных вокруг нас не видно. Плохо ли это? Нет, так и должно быть. Вспоминается сюжет, как Некрасов явился к Белинскому с рукописью «Бедных людей» Достоевского и со словами: «Новый Гоголь явился». На что великий критик ответил: «Чтото у вас Гоголи как грибы растут». Пушкины не могут расти как грибы. С появлением Пушкина образовался некий ценз, появилась норма – прошлое и настоящее русской литературы осветило пушкинское солнце. Чувствуют его не только взрослые. Вот и моя внучка, когда ей было шесть лет, сказала: «Вот и лето, вот и Пушкин…»

Гоголь также отмечал, что поэту никогда не удастся отвести место в музейном и антикварном прошлом. В его произведениях, как в зерне, содержатся линии будущего развития русской литературы. Приведу несколько примеров.

Вспомним Германна из «Пиковой дамы» с его «профилем Наполеона и душой Мефистофеля», который так же, как Родион Раскольников у Достоевского, «преступил» через свою «старуху»-графиню и свою Лизу во имя «наполеоновской идеи» исключительности и вседозволенности: в данном случае стремительного и сверхъ- естественного обогащения. Вспомним «Анну Каренину» Л. Н. Толстого – главную героиню можно сравнить с Татьяной Лариной, которая все-таки изменила своему генералу, отсюда ее трагическая судьба. Вспомним раннего Гоголя и пушкинскую «Полтаву»: «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут…» А вот в «Майской ночи, или Утопленнице»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи…» и т. д. Или само название – «Вечера на хуторе близ Диканьки». И тут же примечание Пушкина к «Полтаве»: «Диканька – деревня Кочубея». Несмотря на то, что это – отдельные примеры, они вместе с тем как бы сливаются в единое русло, направляющее дорогу русской классики XIX века, путь, двигаясь по которому, она внесет свой ощутимый вклад в мировую культуру.

Теперь о пространстве. Пушкин 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины, писал о необъятных просторах России, полемизируя с «Философическими письмами» Петра Яковлевича Чаадаева. Поэт не соглашался с тем, как мыслитель трактовал пресловутые русские пространства от Берингова пролива до Одера. По мнению Чаадаева, мы замкнулись в своем обособлении от Европы, и если бы по нашей стране в сторону Запада не прошли дикие племена, «нам едва ли была бы отведена страница во всемирной истории». Александр Сергеевич возражал: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться».

Но наше пространство – это, помимо всего прочего, равнинный ландшафт. Наступает эпоха романтизма в европейской и мировой литературе, а романтизм привносит своих героев и свои образы. Попытки русских критиков, в частности, Ореста Сомова с его известной статьей о романтизме, как-то адаптировать европейских героев под русские условия не всегда оказываются успешным. Тот же Орест Михайлович предлагал наших трех богатырей, известных по картине Васнецова, стилизовать под рыцарей, но ничего не получилось.

«ЗС»: Не помещался Илья Муромец в рыцарские доспехи?

В. Г.: – Никак! Но наше пространство необъятно, и Александр Александрович Бестужев-Марлинский быстро нашел, что можно здесь использовать, и стал создавать свои рыцарские повести: «Ревельский турнир», «Замок Нейгаузен» и другие. Но для того, чтобы герои приобрели свой масштаб (вспомним лермонтовского Демона), им необходима была некая вертикаль. Эта мысль пришла мне в голову давно, когда я находился в Германии, будучи аспирантом, и любовался горами, вспомнилась Лысая гора, на которой собирались ведьмы… Осознал тогда, что русско-кавказские войны, русско-турецкие войны, персидские войны за Кавказ начались во многом и по литературным причинам.

Алексей Петрович Ермолов. Литография с фотографии 1855 года

«ЗС»:Как «Путешествие в Арзрум» повлияло на развитие образа Востока в русской литературе?

В. Г.: – Лермонтовский Демон пролетел над среднерусской возвышенностью – ну, пролетела птичка, что поделать, правда, большая, однако никто не обратил внимания. Только на фоне гор, скал Демон станет заметнее. Интересно, что это прослеживается от редакции к редакции поэмы. В первых редакциях он внутри помещений, но постепенно выходит на простор, поднимается, и в конце концов начинает парить над кавказскими горами. Это – вертикаль, которая была необходима отечественной словесности.

Сначала В. А. Жуковский переводил очень много горных пейзажей западноевропейских авторов, но постепенно кавказская тема стала одной из ведущих в русской литературе. Данная тема соотносилась с темой Востока достаточно оригинально. Кавказ служил и местом ссылки, и местом карьеры для штатских, цивильных чиновников, здесь особенно ощущалась седая старина, например, древняя Армения, о которой Пушкин цитирует оду Горация:

«и армянская земля, друг Вальгий, не круглый год покрыта неподвижным льдом»...

Другие строки из Горация, цитируемые в «Путешествии в Арзрум»:

«Увы, о Постум, Постум, быстротечные мчатся годы…», поэт повторял, когда встречался со своими былыми друзьями по лицею, с декабристами, сосланными на Кавказ.

Военно-Грузинская дорога, пролегающая через Главный Кавказский хребет, тоже известна с древности, ее историческое название – «Дорога Небесного ущелья». Тема ВоенноГрузинской дороги развернулась именно благодаря горам, в которых воевали русские равнинные солдаты.

Вспоминаю биографический забавный сюжет. В молодые годы я делал доклад как раз на эту тему, в Тбилисском университете. Одна из местных красавиц подошла ко мне и спросила: «Виктор, не хотели бы вы познакомиться с сыном известного грузинского писателя, автора нашего национального эпоса, он сам переводчик – со Звиадом Гамсахурдия?» Так я встретился с будущим первым президентом Грузии. Он повел меня в какой-то ресторанчик, мы пили восхитительное кахетинское вино.

«Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» – интереснейший и сложнейший литературный памятник. В его изучении остается очень много загадок, которые привнесены, в том числе и литературоведами (в частности, такими именитыми, как Юрий Тынянов). Благодаря им, в ряде изданий мы имеем не самый авторитетный текст «Путешествия в Арзрум», включающий определенные вставки. Так, текстологический подход Тынянова привел к тому, что в каноническом, «подтвержденном» тексте академических собраний Пушкина 1960-х годов и не только, в большом 16-томнике, произошла некая контаминация. В начало был вставлен текст о посещении поэтом генерала А. П. Ермолова, и с этого начинается произведение. Тынянова можно как-то оправдать, он следовал в этом смысле за своими предшественниками, за библиографом и издателем Петром Александровичем Ефремовым, но ни Жуковский, ни Анненков в своих собраниях Пушкина подобного не допускали. Тынянов исходил из того, что был «хороший» Алексей Петрович Ермолов и «плохой» Иван Федорович Паскевич. И поэтому, как писал Тынянов, Пушкин смотрит на Паскевича глазами Ермолова, а последний, как известно, называл Паскевича в беседе с поэтом «графом Ерихонским», потому что все легко ему удается, в частности, крепости сдаются, точно как этому библейскому персонажу Иисусу Навину, и прочие ядовитые отпускал замечания относительно выдающегося, бесспорно, военачальника. Талант Паскевича признавали даже прусские теоретики, полагая, что его стратегические и тактические ходы следует непременно внести в учебники по военному делу. Паскевич, кстати, являлся уроженцем Полтавы, его предки принадлежали к казачьим старшинам во времена Богдана Хмельницкого. В чем-то он сохранил казачий нрав, был вспыльчивым и с Ермоловым на Кавказе конфликтовал, государю пришлось Ермолова убрать. К 1835 году, когда Пушкин обратился к написанию «Путешествия в Арзрум», он относился к Ермолову уже прохладнее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путь к океану Путь к океану

Если вы хотите узнать Кению, надо проехать хотя бы полстраны

Вокруг света
Давид Голощекин Давид Голощекин

Евангелист джаза в России Давид Голощекин раздает вайбы на весь город

Собака.ru
«Это проходит по категории смешного, но это совсем не смешно» «Это проходит по категории смешного, но это совсем не смешно»

Как происходит слияние госсмеха и госстраха

Weekend
Икс таинственный, великий Икс таинственный, великий

Как икс стал символом неизвестного?

Наука и жизнь
Татьяна Бажанова Татьяна Бажанова

Радио «Эрмитаж» Татьяны Бажановой находится на грани исчезновения

Собака.ru
Едем в сказку Едем в сказку

Куда отправиться в гости к сказочным персонажам летом? Выбор огромный

Лиза
«Я больше никого бы не нашла»: к чему приводит вынужденный брак «Я больше никого бы не нашла»: к чему приводит вынужденный брак

Следование «общепринятому» сценарию — брак, семья, дети — может дорого обойтись

Psychologies
6 причин, по которым люди не уходят из токсичных отношений 6 причин, по которым люди не уходят из токсичных отношений

Почему же разорвать болезненные отношения настолько сложно?

Psychologies
Приятные бонусы. Топ-5 полезных продуктов для стройной фигуры Приятные бонусы. Топ-5 полезных продуктов для стройной фигуры

Не хочешь отказывать себе в маленьких радостях? И не надо

Лиза
Человек состоит из клеток и бактерий. Главные научные новости недели Человек состоит из клеток и бактерий. Главные научные новости недели

Как помогает в лечении кишечный микробиом и атлас клеток спинного мозга?

ТехИнсайдер
Мать, Миса, Матриарх: как Мэрил Стрип стала главным женским голосом в Голливуде Мать, Миса, Матриарх: как Мэрил Стрип стала главным женским голосом в Голливуде

Как Мэрил Стрип стала абсолютным матриархом Голливуда?

Правила жизни
Записки отельера: история о том, как правильно зайти «не в ту дверь» Записки отельера: история о том, как правильно зайти «не в ту дверь»

Отельер вспоминает случай о топографическом дезориентировании

Правила жизни
Мэрил Стрип — 75 лет: вспоминаем самые выдающиеся роли актрисы Мэрил Стрип — 75 лет: вспоминаем самые выдающиеся роли актрисы

Восемь ролей, которые раскрывают многогранный талант Мэрил Стрип

Forbes
Какой тип людей сует нос в чужую жизнь? Какой тип людей сует нос в чужую жизнь?

Почему некоторым людям нужно обязательно знать, как кто живет и чем занимается

Psychologies
Идея для туриста Идея для туриста

Сергей Кузнецов о том, что делает мегаполисы привлекательными для туристов

Правила жизни
«Игра королевы»: как Екатерина Парр отстаивала свои убеждения, живя в браке с тираном «Игра королевы»: как Екатерина Парр отстаивала свои убеждения, живя в браке с тираном

«Игра королевы» создает портрет женщины, которая боролась за свои убеждения

Forbes
Что такое Тень и почему ее нужно принять в себе каждому Что такое Тень и почему ее нужно принять в себе каждому

Что такое Тень в психологии и как она проявляет себя?

Psychologies
Лазеры для будущего: почему эти ровесники ИИ станут ключевой технологией Лазеры для будущего: почему эти ровесники ИИ станут ключевой технологией

Следующие стадии технологического прогресса могут быть связаны с лазерами

Forbes
Все сходится: 7 экотроп Санкт-Петербурга и Ленинградской области Все сходится: 7 экотроп Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Короткие экомаршруты по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

СНОБ
Роман с роботом: плюсы, минусы, подводные камни Роман с роботом: плюсы, минусы, подводные камни

Насколько безопасно вступать в романтические отношения с роботом?

Forbes
11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино 11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино

Где почитать о фильмах, чтобы было нескучно, актуально и не так, как у всех?

Правила жизни
Айдар Галяутдинов Айдар Галяутдинов

«Мы должны быть не спринтерами, а марафонцами»

Агроинвестор
Сдаю жилье Сдаю жилье

Как обустроить квартиру для посуточной и долгосрочной аренды

Лиза
Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления

Как вернуть «человека живого, хозяйствующего» в практику и теорию экономики

Монокль
Угнаться за ростом: сколько бизнесу может стоить баг в разработке Угнаться за ростом: сколько бизнесу может стоить баг в разработке

Как диджитализация вскрывает неструктурированность бизнес-процессов?

Forbes
5 психологических установок, которые убивают отношения 5 психологических установок, которые убивают отношения

Из-за этих стереотипов между вами и вашим партнером могут возникнуть преграды

Psychologies
Как сделать гать: технология 12 века для лучшего приключения этого лета Как сделать гать: технология 12 века для лучшего приключения этого лета

Гать — самый древний метод строительства дорог

ТехИнсайдер
Вернет ли искусственный интеллект веру инвесторов в EdTech Вернет ли искусственный интеллект веру инвесторов в EdTech

Вернется ли интерес у инвесторов к EdTech-компаниям?

Forbes
Арсенал для петард Арсенал для петард

Экономическая наука сегодня скандально слаба

Монокль
Как пользоваться вибратором, если ты не знаешь, с чего начать: 8 простых советов Как пользоваться вибратором, если ты не знаешь, с чего начать: 8 простых советов

Руководство «Вибратор для начинающих» поможет тебе отлично провести время!

VOICE
Открыть в приложении