Как Транссиб породил глобальные изменения в архитектуре и промышленности

Знание – силаИстория

Мосты Транссиба и КВЖД

Игорь Шумейко

Самая протяженная в мире железнодорожная магистраль соединила Европу и Азию, переведя Россию в «класс позвоночных», позволила сохранить Дальний Восток. Строительство Транссиба, считая от Рескрипта императора Александра III 17 марта 1891 года до первых пробных, но уже сквозных пусков в августе 1903‑го (со множеством «времянок» о которых будет речь), соединив XIX и XX век, кроме огромного числа последствий политического, военного, экономического характера породило столь же глобальные изменения в архитектуре, градостроительстве (рожденный Транссибом Николаевск-Новосибирск), промышленности и промышленном дизайне. Насыпи, железнодорожные пути, конечно, тоже изменили прилегающий ландшафт, но понятно, что главными элементами Транссиба, определившими новый культурный облик Евразии, стали здания вокзалов и… мосты.

Понятно также, что в обстановке невиданной в мире скорости те «пробные пуски» за 5 месяцев до первых залпов были по факту переброской войск (один армейский корпус, 30000 человек с вооружением загружал дорогу на месяц), без которой Русско-японской войны 1904—05 годов… не было бы, а была бы просто японская полицейская операция. И вокзалы, говоря по-современному, «были не в приоритете» – платформы на деревянных сваях. Но мосты надо было возводить «всерьез и надолго» (некоторые, как оказалось, больше чем на век), и их создание, кроме прочего упомянутого, соединило еще и идеи нового промышленного стиля с достижениями архитекторов, строителей прошлых веков.

…и Большая Золотая медаль Парижа уходит в Красноярск!

Победы нового стиля были отмечены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Конструкция железнодорожного моста через Енисей в Красноярске, представленная моделью, была удостоена Большой золотой медали, одновременно с Парижской башней Эйфеля, удостоенной Малой золотой медали: «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Характерно, что комитет, так распределивший награды Всемирной Парижской выставки, возглавлял сам Гюстав Эйфель, и, возможно, присутствовал некий момент его солидарности с русским инженером Лавром Проскуряковым, автором Красноярского шедевра, как и его Башня, утверждавшего каноны промышленного дизайна нового века.

Лавр Дмитриевич Проскуряков

Длина моста – 907 метров, уникальные фермы облегченной конструкции длиной 144,5 метра, высота в вершине параболы – 20 метров. Однопутный (это еще одна схолия к теме «Великие времянки Транссиба»).

Руководил строительством выдающийся инженер-строитель Евгений Карлович Кнорре, ранее поставивший мост через Днепр в районе Кременчуга.

Приняв в свою жизнь железнодорожную цивилизацию, введя в фольклор машиниста, кондуктора, отведя особое, всем в России понятное место «стрелочнику», народ включился в долгий процесс обживания и эстетизации паровозов, вокзалов, путейских мундиров, мостов, перронов. Литература, живопись, песни фиксировали достижения, порой шедевры совместного творчества.

Лавр Проскуряков (профессор Импера-торского Московского инженерного училища (ИМИУ), ныне Российский Университет Транспорта (МИИТ)), и Евгений Кнорре соединяли Надежность и Красоту железнодорожных мостов, а народ учился ее понимать. Российские паровозы, пройдя путь от чуда, диковинок Черепановых и Герстнера, до самой незаменимой из машин – также сформировали навыки восприятия, каноны своей железной красоты.

30 августа 1896 года заложен первый камень, 28 марта 1899 года строительство моста завершено. Евгений Кнорре: «Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне». Стоимость 3 миллиона рублей. В 1930‑х годах построен второй путь. Эксплуатация моста закончена в 1999 году, разобран к 2007.

Евгений Карлович Кнорре

Развилка Транссиба, Амур, Первая мировая

На Транссибе не только «промедление было смерти подобно», но даже и обычная скорость строительства могла привести к тому, что пути вести было бы просто некуда. Напомню «график». Октябрь 1901 года. Николай II говорит принцу Генриху Прусскому: «Столкновение неизбежно; надеюсь, произойдет через четыре года. Сибирская железная до‑ рога будет закончена через 5— 6 лет». Уравнение, определившее судьбу Империи. Отложите на оси времени от точки «октябрь 1901» даты:

– Октябрь 1905 (начало японской войны по расчетам Николая II),

– Октябрь 1906 (готовность Транссиба по его же расчетам).

А вышло: Витте пустил дорогу со всеми «времянками» и «спрямлением» КВЖД на 32 месяца раньше! Правда, и войну «Безобразовская клика», царь и Плеве («нужна маленькая победоносная») спровоцировали на 21 месяц раньше.

В этой гонке мосты на большинстве рек ставили временные, деревянные. Рельсы стандарта 18 фунтов на погонный фут (в европейской части страны: 24 фунта), длина шпал: 1,15 саженей (в европейской части 1,25). Сторожевые будки, казармы: на деревянных столбах. Отдельные пассажирские здания: только вблизи городов, заводов.

Мост через реку Енисей в Красноярске

Глобальный экспромт – найденный «на ходу» вариант: КВЖД, Китайская Восточная Железная Дорога. Лишь старые справочники выдают: «Мысль о проведении через Маньчжурию железной дороги возникла в 1895 г. ввиду выяснившихся технических, географических и экономических неудобств, занных с проведением Амурской линии». В №№ 5–6/2021 «Знание – сила» помещен рассказ о тех «неудобствах» и ответ нашего писателя-классика В. Г. Распутина многим «турбопатриотам»: «Даже прокладку КВЖД по китайской земле едва ли можно поставить ему (Витте) в вину: сквозной путь в грозовой обстановке накануне войны требовался немедленно, а северный, амурский вариант в условиях вечной мерзлоты со всеми ее "цветочками-ягодками", какие никогда, нигде еще не встречались, ускорить было невозможно. С Амурской дорогой впоследствии намучились не меньше, чем с Кругобайкальским участком»…

Но согласно законам диалектики, «времянки» обернулись – «точками роста». Байкальский участок стал Кругобайкалкой, красивейшим чудом техники. Поселок «Новая деревня» на месте «экспромтно», в нарушение планов, но спасительно найденной инженером Гариным-Михайловским точке пересечения Транссиба с Обью стал городом Новониколаевск, ныне Новосибирск.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров» Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров»

История Эдит Хэд — самой титулованной женщины за всю историю премии «Оскар»

Forbes
Шанс на провал Шанс на провал

История легенды ленинградского нуар-рока — группы «Петля Нестерова»

СНОБ
Биометрия без «дублера» незаконна Биометрия без «дублера» незаконна

Полным ходом идет внедрение биометрии. Однако, лишение свободы выбора незаконно

Монокль
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Замедлись и живи Замедлись и живи

Как перестать жить в режиме автопилота: 10 практик осознанности

Лиза
Почему голубые пейзажи вызывают ностальгию и улучшают психическое самочувствие Почему голубые пейзажи вызывают ностальгию и улучшают психическое самочувствие

Как ностальгия влияет на наше психическое благополучие

ТехИнсайдер
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Closer Closer

Молодая команда Saro и Closer меняет гастросцену Петербурга и задаёт тренды

Собака.ru
Царь ненастоящий! Царь ненастоящий!

Почему ученые отвергли гипотезу об идентификации останков Филиппа II

N+1
«Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях «Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях

Создатель «Глазами инженера» — о том, как выгодно заниматься любимым делом

Inc.
С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь

Как высокая температура влияет на работоспособность

Forbes
Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте

Как ожирение снижает ожидаемую продолжительность жизни

N+1
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
«По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал «По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал

Феномен «Бригады», повлиявшей на индустрию и умы целого поколения

Правила жизни
Стол, стул и — внезапно — лавка Стол, стул и — внезапно — лавка

Как студент МГУ стал ремесленником, почему его первая работа называется «Своды»

Монокль
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса» Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса»

Актриса Елизавета Шакира — о дружбе вне экрана и спонтанной карьере

Ведомости
Точка роста техлидеров Точка роста техлидеров

Как в Сколково создают среду для развития высокотехнологичных проектов

Эксперт
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают

Как разумно регулировать свое поведение в соцсетях и в обращении с технологиями

Forbes
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе

Книги о природе: через зарисовки, философские эссе и медленные наблюдения

Forbes
До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности

Подборка фантастических романов о последствиях технического прогресса

ТехИнсайдер
Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист

Чем опасны ИИ-модели для бизнеса и почему традиционная ИБ не справляется

Inc.
Chery Tiggo 7 Pro Max с пробегом 100 тыс. Владельцы — о поломках и бедах Chery Tiggo 7 Pro Max с пробегом 100 тыс. Владельцы — о поломках и бедах

Как Chery Tiggo 7 Pro Max переживает эксплуатацию и на что жалуются владельцы

РБК
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента

О создании Российского спортивного фонда и трудностях, которые он решит

Ведомости
Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента

Какие ошибки чаще всего допускает бизнес при выборе платежного агента

Inc.
Открыть в приложении