Как Транссиб породил глобальные изменения в архитектуре и промышленности

Знание – силаИстория

Мосты Транссиба и КВЖД

Игорь Шумейко

Самая протяженная в мире железнодорожная магистраль соединила Европу и Азию, переведя Россию в «класс позвоночных», позволила сохранить Дальний Восток. Строительство Транссиба, считая от Рескрипта императора Александра III 17 марта 1891 года до первых пробных, но уже сквозных пусков в августе 1903‑го (со множеством «времянок» о которых будет речь), соединив XIX и XX век, кроме огромного числа последствий политического, военного, экономического характера породило столь же глобальные изменения в архитектуре, градостроительстве (рожденный Транссибом Николаевск-Новосибирск), промышленности и промышленном дизайне. Насыпи, железнодорожные пути, конечно, тоже изменили прилегающий ландшафт, но понятно, что главными элементами Транссиба, определившими новый культурный облик Евразии, стали здания вокзалов и… мосты.

Понятно также, что в обстановке невиданной в мире скорости те «пробные пуски» за 5 месяцев до первых залпов были по факту переброской войск (один армейский корпус, 30000 человек с вооружением загружал дорогу на месяц), без которой Русско-японской войны 1904—05 годов… не было бы, а была бы просто японская полицейская операция. И вокзалы, говоря по-современному, «были не в приоритете» – платформы на деревянных сваях. Но мосты надо было возводить «всерьез и надолго» (некоторые, как оказалось, больше чем на век), и их создание, кроме прочего упомянутого, соединило еще и идеи нового промышленного стиля с достижениями архитекторов, строителей прошлых веков.

…и Большая Золотая медаль Парижа уходит в Красноярск!

Победы нового стиля были отмечены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Конструкция железнодорожного моста через Енисей в Красноярске, представленная моделью, была удостоена Большой золотой медали, одновременно с Парижской башней Эйфеля, удостоенной Малой золотой медали: «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Характерно, что комитет, так распределивший награды Всемирной Парижской выставки, возглавлял сам Гюстав Эйфель, и, возможно, присутствовал некий момент его солидарности с русским инженером Лавром Проскуряковым, автором Красноярского шедевра, как и его Башня, утверждавшего каноны промышленного дизайна нового века.

Лавр Дмитриевич Проскуряков

Длина моста – 907 метров, уникальные фермы облегченной конструкции длиной 144,5 метра, высота в вершине параболы – 20 метров. Однопутный (это еще одна схолия к теме «Великие времянки Транссиба»).

Руководил строительством выдающийся инженер-строитель Евгений Карлович Кнорре, ранее поставивший мост через Днепр в районе Кременчуга.

Приняв в свою жизнь железнодорожную цивилизацию, введя в фольклор машиниста, кондуктора, отведя особое, всем в России понятное место «стрелочнику», народ включился в долгий процесс обживания и эстетизации паровозов, вокзалов, путейских мундиров, мостов, перронов. Литература, живопись, песни фиксировали достижения, порой шедевры совместного творчества.

Лавр Проскуряков (профессор Импера-торского Московского инженерного училища (ИМИУ), ныне Российский Университет Транспорта (МИИТ)), и Евгений Кнорре соединяли Надежность и Красоту железнодорожных мостов, а народ учился ее понимать. Российские паровозы, пройдя путь от чуда, диковинок Черепановых и Герстнера, до самой незаменимой из машин – также сформировали навыки восприятия, каноны своей железной красоты.

30 августа 1896 года заложен первый камень, 28 марта 1899 года строительство моста завершено. Евгений Кнорре: «Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне». Стоимость 3 миллиона рублей. В 1930‑х годах построен второй путь. Эксплуатация моста закончена в 1999 году, разобран к 2007.

Евгений Карлович Кнорре

Развилка Транссиба, Амур, Первая мировая

На Транссибе не только «промедление было смерти подобно», но даже и обычная скорость строительства могла привести к тому, что пути вести было бы просто некуда. Напомню «график». Октябрь 1901 года. Николай II говорит принцу Генриху Прусскому: «Столкновение неизбежно; надеюсь, произойдет через четыре года. Сибирская железная до‑ рога будет закончена через 5— 6 лет». Уравнение, определившее судьбу Империи. Отложите на оси времени от точки «октябрь 1901» даты:

– Октябрь 1905 (начало японской войны по расчетам Николая II),

– Октябрь 1906 (готовность Транссиба по его же расчетам).

А вышло: Витте пустил дорогу со всеми «времянками» и «спрямлением» КВЖД на 32 месяца раньше! Правда, и войну «Безобразовская клика», царь и Плеве («нужна маленькая победоносная») спровоцировали на 21 месяц раньше.

В этой гонке мосты на большинстве рек ставили временные, деревянные. Рельсы стандарта 18 фунтов на погонный фут (в европейской части страны: 24 фунта), длина шпал: 1,15 саженей (в европейской части 1,25). Сторожевые будки, казармы: на деревянных столбах. Отдельные пассажирские здания: только вблизи городов, заводов.

Мост через реку Енисей в Красноярске

Глобальный экспромт – найденный «на ходу» вариант: КВЖД, Китайская Восточная Железная Дорога. Лишь старые справочники выдают: «Мысль о проведении через Маньчжурию железной дороги возникла в 1895 г. ввиду выяснившихся технических, географических и экономических неудобств, занных с проведением Амурской линии». В №№ 5–6/2021 «Знание – сила» помещен рассказ о тех «неудобствах» и ответ нашего писателя-классика В. Г. Распутина многим «турбопатриотам»: «Даже прокладку КВЖД по китайской земле едва ли можно поставить ему (Витте) в вину: сквозной путь в грозовой обстановке накануне войны требовался немедленно, а северный, амурский вариант в условиях вечной мерзлоты со всеми ее "цветочками-ягодками", какие никогда, нигде еще не встречались, ускорить было невозможно. С Амурской дорогой впоследствии намучились не меньше, чем с Кругобайкальским участком»…

Но согласно законам диалектики, «времянки» обернулись – «точками роста». Байкальский участок стал Кругобайкалкой, красивейшим чудом техники. Поселок «Новая деревня» на месте «экспромтно», в нарушение планов, но спасительно найденной инженером Гариным-Михайловским точке пересечения Транссиба с Обью стал городом Новониколаевск, ныне Новосибирск.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фотосинтез — «игра с огнём» для растения Фотосинтез — «игра с огнём» для растения

Каким образом свет «питает» растение и как вызывает химические реакции?

Наука и жизнь
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Жидкий свет сымитировал черную дыру Жидкий свет сымитировал черную дыру

Как ученые заставили поток поляритонов вести себя подобно черной дыре

N+1
После зарплаты верну После зарплаты верну

Как правильно дать деньги в долг и что делать, когда их не отдают вовремя

Лиза
8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью 8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью

Есть вещи, которые лучше держать подальше от подкроватья

VOICE
Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории

Личности, которым удалось войти в историю как гениям криминалистики

ТехИнсайдер
«Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены «Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены

Спортсмены-легенды, которые выступали за СССР крайне успешно

ТехИнсайдер
Когда врачи и пациенты на одной стороне Когда врачи и пациенты на одной стороне

Алгоритм для контроля качества оказываемой помощи

Санкт-Петербургский университет
В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом

Почему в электромобилях укачивает даже людей с развитым вестибулярным аппаратом?

ТехИнсайдер
Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные? Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные?

Почему самый большой океан на планете имеет такое «безобидное» название?

ТехИнсайдер
По зову Азова По зову Азова

Пляжи, достопримечательности и лучшие места для туризма на Азовском море

Лиза
Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом

Как ученые раскрыли одну из главных орнитологических загадок спустя 35 лет

N+1
Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите

Хангыль: самый простой, логичный и необычный алфавит мира

ТехИнсайдер
«Сирены»: честная сатира с Джулианной Мур о драме богатых людей и семейных травмах «Сирены»: честная сатира с Джулианной Мур о драме богатых людей и семейных травмах

О новом шоу с Джулианной Мур рассказывает кинокритик Тамара Ходова

Forbes
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак

Породы собак, воспитывать которые очень сложно из-за их упрямого характера

ТехИнсайдер
Какие БАДы работают при депрессии: исследование Какие БАДы работают при депрессии: исследование

Насколько безрецептурные пищевые добавки полезны для облегчения депрессии

ТехИнсайдер
Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников

О самых дорогих картинах, вышедших из под кистей российских мэтров живописи

ТехИнсайдер
Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов

Технологию производства авиатоплива из биомассы создали в РГУ нефти и газа

ТехИнсайдер
Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях

Насколько эффективно органы власти используют цифровую открытость?

Forbes
Шоу продолжается Шоу продолжается

Эра Бернара Тапи в «Марселе»: взлёт, скандал и резкое падение клуба

Ведомости
«Нам остается либо примкнуть, либо возглавить процесс» «Нам остается либо примкнуть, либо возглавить процесс»

Cердечно-сосудистый хирург Глеб Ким — о том, как ИИ изменит медицину

Санкт-Петербургский университет
Влад Прохоров: «Если ты светишься, ты притягиваешь всех — и хороших, и не очень» Влад Прохоров: «Если ты светишься, ты притягиваешь всех — и хороших, и не очень»

«Иногда до меня доходит, что знакомые обсуждают меня за спиной.Но я не обижаюсь»

Караван историй
Скандинавский антинуар Скандинавский антинуар

Под личиной нуара тут прячется «кино морального беспокойства»

Weekend
4 способа улучшить сон с помощью спорта 4 способа улучшить сон с помощью спорта

Методы, которые существенно помогают при различных аспектах нарушений сна

ТехИнсайдер
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
На смену выходят роботы На смену выходят роботы

Как работают нацпроекты технологического лидерства

Эксперт
Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента

Какие ошибки чаще всего допускает бизнес при выборе платежного агента

Inc.
Сёстры красят Сёстры красят

Как обновить интерьер перекраской? Слово декораторам

Новый очаг
Открыть в приложении