Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – силаКультура

«Художник обидеть может каждого!»

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Наш сегодняшний собеседник – известный режиссер Михаил Цитриняк. Начал он свой творческий путь еще в детстве, снявшись в дипломных картинах «Каток и скрипка» Андрея Тарковского и «Наполеон» Леонида Нечаева. После работы во МХАТе и театре имени М. Н. Ермоловой Михаил Цитриняк создал свой театр-студию под названием «Наш Театр». Ставил спектакли в Германии, преподавал в Театральном училище имени Б. В. Щукина, а также в Ирландии и Нидерландах, был креативным продюсером в кинокомпании «Мостелефильм» и телекомпании «Версия». Режиссировал любимый зрителями ностальгический телевизионный проект «Старая квартира», сериал «Не родись красивой».

Много лет выступает на эстраде в дуэте «Мастер Гриша» с Борисом Кинером. Является автором инсценировок, спектакли по которым идут в театрах России. Среди его недавних работ: «Онегин-блюз» по роману в стихах А. С. Пушкина (Театральное агентство «Арт-Партнер XXI», 2018), «Соломенная шляпка» по пьесе Э. Лабиша (Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, 2020), «Люби меня нежно» по пьесе М. Уилмота «Шалаш любви» (Театральный центр «Вишневый сад», 2022), «Скамейка» по пьесе А. И. Гельмана (Продюсерский центр «М-АРТ», 2023).

Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Люби меня нежно». Фото Яна Овчинникова

Ответы мастера на вопросы нашего журнала – острые, во многом полемичные, открывающие разные грани и тайны профессии режиссера.

«Знание – Сила»: Михаил Григорьевич, был период, когда утверждалось, что кинематограф «отодвинет» театр на второй план. Сначала – Великий немой, позже – звуковой «конкурент». Позже стали полагать, что телевидение затмит театральную сцену. Сейчас на данную роль энергично претендует интернет. А театр все равно живет! За счет чего? Наверное, потому что он способен предложить то, что не по силам другим видам искусства или развлечений?

Михаил Цитриняк: Театр предлагает прямое общение зрителя и творца. Все, что подготовлено драматургом, режиссером, передается через артиста непосредственно – «в упор». И зритель за это благодарен, он не знает, кто драматург, предполагает, что режиссер – это тот, кто мешает актерам играть, ведь обычно именно в таком, карикатурном виде представляется человек этой профессии: что-то орет, размахивает руками. А артисты – милые люди: ходят по сцене, играют роли, а режиссер им мешает. И за это зритель любит артистов, а остальных «соучастников» постановки просто не знает. Это, конечно, шуточно-утрированно.

Существует известная поговорка: художника обидеть может каждый. Я говорю: художник обидеть может каждого. Абсолютно! И в первую очередь это касается артистов. Они отличаются тренированной нервной системой, мощнейшей, запускаемой в ту или в иную сторону. Я считаю, что женщины более подготовлены к данной профессии, нежели мужчины. С ними можно быстрее добиваться успехов, они быстрее учатся и так далее. Просто ролей для них меньше, но сейчас ситуация меняется. Кто у нас залы собирает? Мария Аронова, Олеся Железняк, Людмила Артемьева, Мария Порошина и другие представительницы прекрасного пола. Они определяют лицо нынешнего театра, их любят все: мужчины, женщины и дети.

Мы все хотим чуда! Ждем его всю жизнь! И вот сидим мы в зрительном зале, и перед нами, на наших глазах оно происходит. Настоящее!.. Не кто-то что-то отснял, подчистил, подправил восемь раз… Нет, прямо здесь. Помните фокус, когда из шляпы достают кролика, и зал замирает от восхищения? Так и с актерами, мы любим их за то, что они предоставляют нам возможность пережить незабываемые эмоции. Великое (не побоюсь преувеличения) достижение нашей страны – театр переживания, напрямую связанный с нелегкой работой именно режиссера. Конечно, артиста надо готовить, тренировать, обучать. Но режиссер здесь – главная фигура. Ему необходимо уметь анализировать, выстроить эпизод и, соответственно, весь спектакль. Решение эпизода – это часть решения всего спектакля, он должен быть направлен на воплощение замысла, идеи! Нельзя просто ориентироваться на то, что вот здесь смешно, а там – не очень. Артист, когда выходит на сцену, слышит только смех, тишину ему услышать гораздо труднее. Тишину можно только почувствовать… Если кто-то в зале хихикнул, актер будет думать, как ему сделать так, чтобы в другой раз хохотали.

«ЗС»: А трагедия? Слезы же не слышны?

М. Ц.: Вот тогда актеру становится трудно, сложно сориентироваться. Вот, к примеру, ставишь трагикомедию, а артист все время тянет в сторону комедии. Говоришь ему: «Дружище, не надо здесь делать смешно. Иди без точек, через запятую, через запятую – к кульминации». Артист не хочет с тобой ссориться и поэтому кивает: «Да-да-да». И все равно на первом же «хи-хи» будет обязательно делать шаг в эту сторону. А мы должны стремиться к тому, чтобы вызвать потрясение в зрительном зале: каждое движение, каждая реплика должна работать на основную идею. Катарсис – неизбежный спутник трагедии, начиная с древнегреческого театра. Если спектакль не вызвал у вас смеха или слёз, значит это был плохой спектакль!

«ЗС»: Но насколько публика готова внимать трагедии, а не комедии?

М. Ц.: Я публику никогда не обвиняю, она такая, какой мы ее делаем. Живой пример: познакомился с шофером такси по имени Максим, подружился с этим симпатичным парнем. Помогали друг другу в бытовых проблемах: я хранил у себя его вещи, когда ему негде было их оставить. Максим с невестой, а позже с супругой посетили все мои спектакли, сейчас у них растет малыш. Однажды он пришел на «Медею» Ж. Ануя в Вахтанговский. Тема пьесы предельно проста: супружеская измена. Можно отреагировать так: «Ну что же, встретил новую любовь, я тоже найду себе другого и буду с ним счастлива». Это – «дизайнерский» ответ на предательство. Так я это называю. Но в пьесе героиня в гневе убивает своих детей и сама погибает – это искусство. Дизайн призван успокаивать, а искусство – будоражить. Для меня Медея – это и есть Искусство! Но в сегодняшнем мире побеждает Дизайн… Так вот, поначалу спектакль Максима не «зацепил». По моему совету он прочитал мифологическую первооснову истории, и после второго просмотра «Медея» его глубоко тронула. По окончании спектаклей я всегда старался ответить на интересующие Максима вопросы. Мы и сейчас дружим, его жена Марина – прекрасный менеджер, помогает мне по рекламе, в работе с соцсетями…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Борец с эпидемиями и со старением и создатель школы палеогеографов

Знание – сила
Первый император Японии Первый император Японии

Почему историчность первого императора Японии Дзимму подвергается сомнению?

Дилетант
Путь гайдзина Путь гайдзина

Деловой этикет для тех, кто собирается делать бизнес с японскими партнерами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Полезная передышка Полезная передышка

Как сделать перерыв среди рабочего дня не только приятным, но и полезным

Здоровье
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
«Жарили рыбу, прибив к доске» «Жарили рыбу, прибив к доске»

Экспедиционные туры глазами повара, а точнее кока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец

Скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии

N+1
«Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим» «Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим»

Почему не стоит вмешиваться в естественную эволюцию БРИКС

Монокль
Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога

Как построить новую успешную карьеру, если со старой не сложилось?

Psychologies
«БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной» «БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной»

Оправдает ли БРИКС надежды глобального Юга?

Монокль
Сергей Бондарчук Сергей Бондарчук

Правила жизни режиссера Сергея Бондарчука

Правила жизни
Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях

Почему инвестировать в женские проекты выгодно?

Forbes
Когда Африку разрезали как пирог… Когда Африку разрезали как пирог…

Как дикий империализм, облачившись в «цивилизованный костюм», делил Африку

Знание – сила
Фотоохота Фотоохота

Георгий Кардава — один из самых интересных и самобытных фотографов

Men Today
Семья разведчиков, которая спасла Сталина, Рузвельта и Черчилля: история Гоар и Геворка Вартанянов Семья разведчиков, которая спасла Сталина, Рузвельта и Черчилля: история Гоар и Геворка Вартанянов

В советское время супруги Вартанян были ценными разведчиками

ТехИнсайдер
«Я-ловушка» и еще 4 тренда дейтинг-приложений, которые ждут нас в 2025 году «Я-ловушка» и еще 4 тренда дейтинг-приложений, которые ждут нас в 2025 году

Пять тенденций в сфере знакомств, которые будут актуальны в 2025 году

Psychologies
Настоящая мягкая сила Настоящая мягкая сила

«На светлой стороне»: китайская история взросления в семи новеллах

Weekend
Мы его теряем! Мы его теряем!

14 необычных способов похудеть

Лиза
«Черноногие» «Черноногие»

Существует несколько версий того, откуда появилось выражение «черноногие»

Дилетант
Лекарство от дефицита Лекарство от дефицита

Как повышение производительности труда помогает компенсировать нехватку кадров

Деньги
Джим лежа Джим лежа

Героические истории со съемок первых фильмов великих режиссеров

Правила жизни
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Выводы «белого человека» Выводы «белого человека»

Жак Сапир: размышления по по итогам определения лауреатов экономической премии

Монокль
Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1» Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1»

Тактика канадского бизнесмена Лоуренс Стролла в «Формуле-1» и к чему она привела

Forbes
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend
Как сделать полотенца снова мягкими и пушистыми: 4 действенных способа Как сделать полотенца снова мягкими и пушистыми: 4 действенных способа

Что делать, если полотенца со временем стали жесткими (точно не выбрасывать!)

ТехИнсайдер
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»

Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками

N+1
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Палеонтологи описали жившую по соседству с тираннозаврами хищную птицу Палеонтологи описали жившую по соседству с тираннозаврами хищную птицу

Энанциорнис Avisaurus darwini достигал размеров ястреба и хватал добычу лапами

N+1
Открыть в приложении