«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»
О Русских международных школах, истории создания проекта, особенностях функционирования и перспективах российского образования за рубежом беседуем с куратором Горчаковского лицея, советником ректора МГИМО Романом Игоревичем Котовым.

«Знание – сила»: Роман Игоревич, какова основная цель создания проекта «Русские международные школы», работающего в зарубежных странах?
Роман Котов: В основе проекта лежит гуманитарная миссия. Мы исходим из простого, но важного положения: если где-либо за границей живет хотя бы один ребенок с российским гражданством, которому необходимо пройти государственную итоговую аттестацию по российским образовательным стандартам, мы обязаны предоставить ему такую возможность. Забота о каждом обучающемся, независимо от его местонахождения – наша главная задача.
«ЗС»: Эта миссия сформулирована на уровне Министерства иностранных дел?
Р. К.: Миссия одобрена МИДом и поддержана Наблюдательным и Попечительским советами МГИМО. Но, по сути, это наша внутренняя установка – часть стратегической программы развития университета на ближайшее десятилетие. На протяжении всей своей истории МГИМО придает большое значение школьному образованию. И та образовательная среда, которую многие годы развивает и расширяет ректор университета, академик РАН Анатолий Васильевич Торкунов, уже давно переросла чисто университетскую жизнь и стала полноценной гуманитарной, культурной и просветительской средой. В нее органично встраивается деятельность в сфере школьного образования. Особенно активно эта работа развивается в последнее десятилетие, когда был реализован целый ряд педагогических и образовательных инициатив.
Так, в 2015 году по распоряжению министра был создан Лицей МГИМО, получивший имя А. М. Горчакова. В 2016‑м лицей провел первый набор, а в следующем году отметит свой первый юбилей – десятилетие первого выпуска. Параллельно развивались и другие педагогические проекты: открытие кафедры современной педагогики, запуск магистратуры по педагогическому образованию, программы для образования родителей и повышения квалификации и профессиональной переподготовки для учителей. Одним из значимых направлений этого образовательного кластера стали «Русские международные школы» – самостоятельный проект, обладающий собственным брендом. Он позволяет нам предлагать качественное школьное и дополнительное образование за рубежом как российским гражданам, так и русскоязычным иностранцам. Проект начал свою реализацию в рамках широкой государственной программы поддержки университетов «Приоритет‑2030», в которой МГИМО принимает активное участие.
«ЗС»: В чем принципиальное отличие этих школ от тех, которые уже долгое время действуют при посольствах?
Р. К.: Различие – и в целях, и в масштабах. Школы при загранучреждениях МИДа традиционно рассчитаны на детей сотрудников дипломатических миссий, включая персонал посольств. Они, как правило, небольшие и не могут обеспечить обучение для всех желающих из-за ограниченного ресурса. Русские международные школы, напротив, изначально ориентированы на более широкий круг детей русскоязычных семей, проживающих за границей. Мы не дублируем внутреннюю работу в МИДе, а дополняем ее там, где возникает спрос, с которым посольские школы справляться не должны в силу специфики стоящих перед ними задач. Это и численность, и географическая удаленность. С этой точки зрения наш проект – более мобильный и адаптивный.