Вариации на тему Грига
Природа здесь поистине драматична. Ледники раскалываются прямо у вас на глазах и огромными глыбами падают в море. Штормовой ветер небывалой силы разбрасывает неподъемные валуны, а кроваво-красное солнце тонет в бушующих серых водах. Удивительно, но в этом грозном ландшафте вы чувствуете себя в полной безопасности
Младенец на лыжах
Знакомство с Норвегией обычно начинается с Осло, а этот город – как и большинство других европейских столиц: очень ухоженный, спокойный, даже какой-то безмятежный. Народу мало, на улицах – никакой толкучки, непривычно. А воздух… Пожалуй, воздухом Осло и отличается от других городов Европы: по закону, принятому еще в бог знает каком году, только 25% его территории можно застроить, остальное – сплошь дикая природа! Из зеленых насаждений рукотворный, пожалуй, только знаменитый Фрогнер-парк со скульптурами Вигелана – весьма величественное и концептуальное место. Представьте себе: 800 каменных статуй демонстрируют все циклы человеческой жизни! Не удивляйтесь, если, углубившись в тенистые аллеи, вы наткнетесь на грибную поляну или заросли брусники. Это здесь – не редкость.
Как и всякая небольшая страна, любое свое достижение Норвегия возводит в абсолют. Если это музей, то «самый большой в Норвегии», если зоопарк, то «самый северный в мире». Вот, скажем, всем известны успехи норвежцев в лыжном спорте (правда, в свете открывшихся нам в последние годы фактов, эти успехи несколько меркнут, но все же!). Так вот: естественно, в Осло существует музей лыж (безусловно, «единственный в мире»), где вам расскажут, что в этой стране родители начинают обучать своих детей кататься, когда те еще даже ходить не научились! Более того, есть тут даже восковая фигура некоего реального мальчика Хардвига в возрасте девяти месяцев и… на лыжах!
Имеется у норвежцев и еще одна страсть – гольф. При такой, скажем прямо, низкой плотности населения поражает количество полей для игры. Гольф у них стал едва ли не более моден, чем лыжи. И если вы прямо сейчас запишетесь в очередь на членство в клубе, как раз к 2040 году она и подоспеет.
И еще – лодки. Яхты, баркасы, лодочки и плотики – ими уставлена вся береговая линия Ослофьорда, на которой вольготно расположилась столица. Их десятки тысяч, но есть они пока не у всех. Но мечтает о лодке по-прежнему каждый горожанин.
Рай для оболтусов
За словами «у нас все так дорого» и «Норвегия – одна из самых дорогих стран в мире» (что, кстати, истинная правда) кроется не совсем то, что вы слышите. С тех пор как в Норвежском море в 1983 году обнаружили нефть, страна зажила по-новому. То, что мы называем «социалкой», достигло здесь невиданного уровня: любой лентяй может «искать себя» хоть до 30 лет. Показалось ему, что есть талант к рисованию, – пожалуйста! За счет муниципалитета покупаются холсты, краски, кисти, тебе дают преподавателя и – твори в свое удовольствие! Не хочу рисовать, хочу петь! Опять же – пожалуйста! Про пенсионеров и говорить нечего: бесплатные библиотеки с интернетом, разные социальные и обучающие программы, возможность путешествовать… И вообще, все так называемые «нефтедоллары» (или, видимо, норвежские «нефтекроны») идут, как это ни странно, на людей. На улучшение их жизни. Представьте себе, что во всей Норвегии вы вряд ли найдете квартиру без теплого пола хотя бы в ванной.
Осло, конечно, очаровательный город, но это еще не та неповторимая Норвегия. Это юг страны: здесь и климат потеплее, и фьорды поживописнее, и народу погуще. Чтобы увидеть истинную Норвегию с ее прекрасной, но суровой природой, надо продвинуться на север.
Селедка строит города
Истинная Норвегия – это ветер. Он свистит в долинах и вздымает морские волны, кружит разноцветные листья и, кажется, навсегда поселяется у вас в волосах. И это вы почувствуете, как только выйдете из самолета в городе Бодё, где-то на полпути к самой северной точке страны. Вспоминая Бодё, хочется мне связать это место с рыбалкой (хотя, поверьте мне, рыбалка здесь отличная в любом месте). Кстати, ловить на живца категорически запрещено! Мотивируют тем, что «он – живой». Итак, забрасываете блесну и вытаскиваете рыбку, вот и все дела. Обычно килограмма на три. Однако мне, единственной из всех, кто принимал участие в этой рыбалке, не только не удалось поймать рыбу, но даже и блесну забросить – не судьба была. Я поймала только собственный палец, насквозь! Подумала: вот и конец моему путешествию – срочно надо к врачу, заражение будет и прочие прелести. Кроме одного флакона французских духов у нас не было ничего! Все-таки общими усилиями продезинфицировали мою рану, и я начала ждать, когда же поднимется температура. Все-таки крючок неоднократно побывал в воде фьорда, прежде чем вонзился в меня. Но – нет! Ничего такого, утром я проснулась, как ничего и не было, а это значит, что вода во фьордах наичистейшая!
Вблизи Бодё проходит уникальное в своем роде течение Сальтстрёмен – именно туда стекаются любители рыбной ловли из разных концов страны. В известные всем часы, которые уже давно выверены по фазам луны, под высоким ажурным мостом проносится воронка шириной 10 метров и до 4-5 метров в глубину. Скорость течения – 35–40 км/ч. Насыщенная кислородом и планктоном вода привлекает и рыб, и птиц. Рыба охотится на планктон, а чайки – на рыбу. Говорят, сила давления такова, что рыбу иной раз просто выбрасывает из воды и разрывает на глазах у рыбаков и туристов, приезжающих сюда посмотреть на воронку. И вас, конечно, не удивит сообщение о том, что именно в этом водовороте была поймана самая крупная в мире сайда – 22,7 кг (чистая правда)!
