Существовала ли Троя на самом деле?

Зеркало МираИстория

Троя: величие, падение и вечная память

Много столетий люди спорили о том, существовала Троя на самом деле или была лишь выдумкой. Этот древний город, где реальность переплетается с мифами, окруженный легендами о войнах, героях и коварных планах, неудержимо привлекал внимание ученых, путешественников и любителей загадок. Попробуем и мы погрузиться в эту тайну

Алена Шангарина

1zoom.club

Представьте себе могущественную цитадель, окруженную мощными стенами, за которыми кипит жизнь: звучат песни, готовятся пиры, рождаются планы завоевания. Но рядом уже стоят воины, полные решимости разрушить эти стены, а на горизонте виднеются мачты кораблей. Примерно так можно вообразить Трою накануне войны. Сегодня мы знаем об этом загадочном месте больше, чем когда-либо. Раскопки, изучение древних культур, открытие слоев города – все это помогло пролить свет на реальную историю. Но начнем с литературы.

Троя времен Троянской войны, воссозданная в фильме «Троя». Фрагмент из фильма «Троя»

Люди и боги

Троя стала настоящей легендой задолго до археологических открытий, и этим мы обязаны в первую очередь древнегреческим авторам. Они описали место, где герои сражались за славу, любовь и честь. Все, что мы знаем об этом городе, преимущественно связано с великим Гомером и его «Илиадой».

Влюбленный троянский принц Парис решил, что похищение жены спартанского царя Менелая, красавицы Елены, – отличная идея. Парис считал, что любовь стоит того, чтобы рискнуть, и похитил Елену, дав повод греческим царям объединиться и осадить Трою на долгие десять лет. Последствия поступка экстравагантного принца оказались, мягко говоря, катастрофическими. Яростные битвы греков и троянцев, показанные Гомером через Ахиллеса, Агамемнона и Гектора, стали настоящей трагедией, в которой судьбы людей переплетаются с волей богов, а война превращается в испытание характера и чести.

Что касается обитателей Олимпа, то они в этой истории словно наблюдатели с трибун, которые иногда вмешиваются, подбрасывая героям то помощь, то проблемы. Афродита защищает троянцев, Афина помогает грекам, Аполлон мстит за своих. А Зевс, как дирижер, машет палочкой то в одну, то в другую сторону.

Картина «Ахиллес на колеснице проезжает над телом убитого Гектора», созданная для тронного зала Королевского дворца Казерты, или Реджиа-ди-Казерта, на юге Италии художником Антонио Рафаэле в 1815 г., как одна из сцен Троянской войны. en.wikipedia.org

Впрочем, «Илиада» не единственное произведение о Трое. В «Одиссее» тот же Гомер рассказывает, как главный герой пытался вернуться домой после разрушения города. Десять лет приключений и испытаний – неплохое продолжение «Илиады». Они показывают, что война не заканчивается на поле боя – ее последствия преследуют людей еще долго.

Римский поэт Вергилий в «Энеиде» описал судьбу троянцев после разрушения города. Главный герой Эней спасается из Трои и отправляется искать новую родину, которая впоследствии станет Римом. Эта поэма не только продолжает легенду о Трое, но и связывает ее с историей Рима, превращая троянцев в предков новой великой цивилизации.

Троя встречается и в других поэмах. Еврипид в «Троянках» показал войну глазами женщин. Поражение Трои – это не только разрушенные стены, но и судьбы тех, кто выжил. Эта пьеса помогает увидеть войну не как подвиг, а как ужас.

Так и или иначе, Троя в литературе – это то, что воплощает вечные темы: гордость, любовь, предательство, стремление к бессмертной славе. И ее истории напоминают нам, что, как бы ни менялись эпохи, люди остаются людьми – со всеми их слабостями, страстями и героизмом.

Жак Луи Давид – Елена Прекрасная и Парис (1788 г.), фрагмент картины, Лувр, Париж. ru.wikipedia.org

Первый шаги: Фрэнк Кэлверт

История раскопок Трои часто ассоциируется с Генрихом Шлиманом, но его триумф был бы невозможен без одного человека – Фрэнка Кэлверта. Этот британский консул и исследователь сыграл ключевую роль в поисках Трои, хотя его вклад долгое время оставался в тени.

Кэлверт родился в семье дипломатов и с юности интересовался историей. Он поселился в регионе Троады (на северо-западе современной Турции) и тщательно изучал местные легенды и географию. Когда речь зашла о том, где искать древнюю Трою, Кэлверт первым указал на холм Гиссарлык. Еще в 1860-х годах он провел там небольшие раскопки, обнаружив руины, которые убедили его, что это место соответствует описаниям Гомера.

Слева: британский консул и исследователь Фрэнк Кэлверт, 1866 г. en.wikipedia.org. Справа: археолог Генрих Шлиман (1822–1890), фотография из библиотеки Гейдельбергского университета. en.wikipedia.org

Однако Кэлверт не имел достаточных средств, чтобы продолжать исследования в крупном масштабе. Когда в регион приехал Генрих Шлиман, полный энтузиазма и с солидным капиталом, Кэлверт поделился с ним своими наработками. Более того, он убедил Шлимана начать раскопки именно на Гиссарлыке.

Кэлверт и Шлиман сотрудничали на ранних этапах, но вскоре их отношения испортились. Шлиман, обладая ярким темпераментом и амбициями, быстро отодвинул Кэлверта на второй план. Хотя без данных и начальных раскопок Кэлверта Шлиман вряд ли бы добился такого успеха, историческая слава досталась именно Шлиману.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении