Оппозитный двигатель: вчера, сегодня, завтра
Этот мотор бесконечно восхваляют фанаты и предают анафеме ненавистники. И третьего просто не дано. Или полный восторг, или такое же полнейшее отрицание. Попробуем разобраться, что же это такое, оппозитный двигатель, чем он хорош, а за что его подвергают беспощадной критике
Оpposite в переводе с английского означает «противоположный». Оппозитный двигатель (его еще называют «оппозит» или «оппозитник») – это двигатель внутреннего сгорания, в котором поршни расположены горизонтально и двигаются зеркально: навстречу друг другу или, напротив, в разные стороны – это зависит от такта работы. Способов горизонтальной работы представлено великое множество. Некоторые двигатели имеют один коленчатый вал (классическая компоновка всех двигателей внутреннего сгорания), некоторые два. Еще «оппозиты» бывают четырехтактные и двухтактные, а также бензиновые и дизельные.
Самый первый и последователи
Один из первых оппозитных двигателей придумал российский инженер, серб по национальности, Огнеслав Степанович Костович. В начале 80-х годов XIX века он сделал его для дирижабля «Россия». К слову, дирижабль этот в воздух так и не поднялся. Банально не хватило финансирования. Со временем такая конструкция получила название OPOC – Opposed-Piston Opposed-Cylinder. Описывать сейчас ее не будем, расскажем о более усовершенствованной современной и принципах ее работы.
OPOC работает асинхронно. В одном цилиндре располагаются два поршня, движущиеся навстречу друг другу и работающие от одного коленчатого вала. Один поршень отвечает за впуск смеси, другой за выхлоп. В конструкции отсутствуют головка блока цилиндров и клапанный механизм, поэтому она достаточно легкая и надежная. Подобный оппозитник может быть бензиновым, карбюраторным или дизельным с непосредственным впрыском. Но как всякому двухтактному двигателю этому мотору необходим продув цилиндров, чем и занимается отдельный электродвигатель, который при выходе мотора на режим играет роль турбонаддува. Таким образом оппозитный двухтактный дизель гораздо эффективнее обычного турбодизеля за счет уменьшенного сопротивления от трения и гораздо надежнее за счет меньшего количества деталей. Также за счет этой особенности он легче, проще в обслуживании и занимает меньше места под капотом.
В начале XX века оппозитный «двухтактник» с двумя коленвалами был сконструирован и запатентован еще одним нашим соотечественником, Раймондом Александровичем Корейво. Однако до серийного выпуска в России дело не дошло. Зато на Западе изобретение оценили – во время Второй мировой войны оппозитники устанавливали на гидросамолеты и бомбардировщики.
К слову, в конце 30-х годов прошлого столетия американская фирма Fairbanks Morse and Company построила свои дизельные «оппозиты» с двумя валами, которые предназначались для катеров, канонерок и прочих сравнительно небольших судов. Тогда же родились двигатели мощностью 300–1000 л.с. для ж/д составов.
После окончания Второй мировой от «оппозитников» с двумя коленвалами отказались – они были слишком громоздкими по вертикали. Но идею Opposed-Piston Opposed-Cylinder не отвергли полностью. Ведь при соответствующем исполнении двигатель получался весьма компактным, по сути плоским.
В 50-х схему в своих бескапотных грузовиках использовала британская фирма Commer. Ее трехцилиндровый дизель объемом 3,3 л развивал 105 л.с. и размещался под полом кабины.
