Магия камина: тепло, красота и немного волшебства
Первые обогревательные сооружения появились при первобытно-общинном строе. Очаг сооружался посередине жилища, обкладывался камнями, на нем готовили пищу, возле него грелись, а дым выходил через отверстие в крыше. И уже с тех пор он приобрел сакральное значение. Разрушить очаг было равносильно разрушению семьи или осквернению святыни
Камины. История красоты и дизайна
Камин в современном понимании появился в Древнем Риме. По основной версии (об этом мы еще поговорим) слово произошло от латинского «caminus», что означает открытый очаг. В то время камин представлял собой отдельную конструкцию с балками, поддерживающими дымоход, и не имел связи со стенами здания. Для обогрева нескольких комнат одновременно римляне разработали систему отопительных каналов, которые располагались под окнами и подавали горячий воздух в дома. Эти системы использовались в банях (термах) и на виллах.
Позже камин стал располагаться у одной из стен, а следующим этапом его эволюции стало объединение топки и дымохода со стеной.
В Средние века главным достоинством камина стали его размеры. Он должен был быть настолько большим, чтобы на нем можно было зажарить быка. Внешний вид камина становился более оформленным, строились они прямо в стене, а дымоходная труба в форме перевернутой пирамиды опиралась на консоли или резные столбики.
В XV-XVI веках художники и архитекторы вновь обратились к античным идеалам. В моду вошли статуи олимпийских богов, колонны, капители и пилястры, которые стали украшать как внутренние, так и внешние части зданий, включая камины.
В домах европейцев появились декоративные доски, которые защищали стены от перегрева и служили украшением задней части топки. Задняя стенка топки закрывалась чугунным листом с изразцами, а верхняя и нижняя части оформлялись карнизами и консолью.
В эпоху Возрождения камин занял свое привычное место у стены и претерпел изменения в оформлении. Основные изменения коснулись материалов: вместо грубых камней начали использовать благородные гранит и мрамор, оникс и мозаики. Форма и композиция каминов усложнились, появились элементы архитектуры – колонны и пилястры, а также мотивы из античной мифологии. Все части камина, включая вытяжную трубу, стали декорироваться.
С XVII по XVIII века на смену античности пришло барокко – стиль роскоши и пышности. Вытяжные трубы теперь устанавливались перпендикулярно к камину и украшались яркими деталями. Низ и верх камина оформлялись карнизами или цоколями, отражая богатство интерьера. Камины украшались флорентийской мозаикой, увеличивались дымосборники, а на порталах появлялись резные детали.
Декоративные орнаменты становились ассиметричными и динамичными, с изображениями растений, животных и детей. Задняя стенка топки закрывалась чугунными панелями с рельефами на библейские темы или военными сценами. Часто использовался белый мрамор в сочетании с золоченой бронзой. На каминной полке размещались часы, вазы и канделябры, а перед топкой ставился шелковый экран в рамке, который усиливал декоративный эффект и рассеивал тепло.
Когда пышные формы начали утомлять глаз, в Европу пришел классицизм, возвращая строгие пропорции и четкость линий античных времен. На каминах стали изображать военные эмблемы и древние орнаменты, но украшения стали более лаконичными. Порталы обрамлялись колоннами и скульптурами, на карнизе размещались часы и статуэтки, а над камином – зеркала.
В XVIII веке появились кочерги для разбивания угля и ведерки для его хранения, которые позже заменили резные деревянные ящики.
В XIX веке для отделки топок начали использовать огнеупорный кирпич. Инструменты для работы с дровами, такие как щипцы и решетки для угля, стали разнообразнее. Также начали устанавливать каминные экраны для защиты пола от углей.
Камины, изначально предназначенные для обогрева и приготовления пищи, стали важным элементом интерьера, символизируя уют и тепло домашнего очага. В разных стилях они отражают не только эстетические предпочтения своего времени, но и достижения технологий. Так, переход к углю в качестве топлива способствовал уменьшению размеров каминов, а современные материалы и технологии позволили создавать более смелые и инновационные формы. Пример тому – хай-тек.
Но в каком бы стиле ни возникали камины, объединяет их одно – как средство для долговременного обогрева помещения они как не годились, так и не годятся.
Но есть и другие интересные факты, связанные с каминами. Они, возможно, покажутся фантастическими или даже антинаучными современному читателю, но эти гипотезы существуют, и их отстаивают не менее именитые ученые, чем те, которые стоят на традиционных научных принципах. Поэтому мы все же расскажем о них…
