Теона Контридзе: «Свободный человек сам отвечает за всё в своей жизни – и за хорошее, и за плохое»
Музыкант и джазовая певица Теона Контридзе рассказала «Здоровью» о тбилисском детстве, воспитании детей, нелюбви к спорту и пищевых привычках.
Теона, почему вы выбрали не самый популярный жанр в музыке – джаз?
Не могу назвать себя джазовой исполнительницей. Мои истоки – это мюзикл и кабаре, а это объединяет не только джаз, но и стендап, блюз, фанк, крунерское искусство и ещё множество разных стилей, которые вытекают из джаза. Правда, все они не очень популярны. Но зато они мне подходят по темпераменту, в них я больше всего реализуюсь. Моё глубочайшее убеждение: если человек во что-то страстно влюблён, делает это с огромной самоотдачей и мощным градусом, то рано или поздно это становится востребованным. Подтверждение тому – мои поклонники, которых достаточно в каждом российском городе.
Вы с детства в музыке. Это было решение родителей или ваше желание?
Во-первых, грузины – один из самых музыкальных народов в мире, и, будем честны, с хорошим музыкальным вкусом (улыбается). Этнопсихологически грузинам дано воспринимать очень сложную музыкальную информацию.
Лайн-ап (список артистов, заявленных в программе. – Прим. ред.) любого джазового фестиваля в Грузии на 70% состоит из неизвестных артистов. И для грузинского слушателя не нужно наличие звёздных имён и хитов, чтобы получить удовольствие. В России всё наоборот. Здесь всё держится на известных именах. Во-вторых, в моей семье много музыкантов. Я с детства слушала сложную по общепринятым меркам музыку. Это ни в коем случае не значит, что я какая-то особенная, нет. В моём детстве в Тбилиси тот же Стиви Уандер, Принс или Earth, Wind & Fire, игравшие соул, блюз, фанк, были популярной музыкой. Грузия была очень прогрессивной музыкально. И, конечно же, сложно в музыкальной семье не заниматься музыкой. Это был очень естественный выбор для всех. Начала я своё академическое образование в музыкальной школе для одарённых детей.
О каком-то ином профессиональном пути думали?
Не помню такого. Параллельно музыке я занималась шахматами. В Грузии того времени был культ женских шахмат. Нана Александрия, Нана Иоселиани, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе – мировые легенды, которые три десятка лет удерживали лидерство в женских шахматах. Многие девочки в моём детстве занимались этим видом интеллектуального спорта. Я тоже была им заражена, и даже имею разряд. Но всё равно не могу представить себя вне музыки.
Значит, у вас аналитический склад ума? Мужчины иронично считают его редкостью у женщин…
Я та самая редкая женщина, это правда (смеётся). Я вам больше скажу, вместо сказок моя тётя и отец читали мне Конан Дойля, Агату Кристи, Ильфа и Петрова – это были самые популярные и любимые авторы в нашей семье, которых я слушала или читала сама. Читая детективы, папа предлагал расследовать какое-то событие, угадывать преступника. А сатира и юмор «Золотого телёнка» или «Двенадцати стульев» так глубоко вошли в меня, что тоже отразилось на характере. Если одна часть моей семьи имела отношение к музыке, то другая была связана с русским языком. Филология была не только огромной любовью, но и профессией остальных родных. Эта любовь передалась и мне. Да, у меня сохранился акцент, но в неграмотности меня точно не обвинить.
Не жалеете, что уехали из Грузии?
Нет, не жалею. На меня большое влияние оказал мой русскоязычный дедушка со стороны отца. Он обожал русскую литературу, музыку, культуру в целом. Моя мама и тётя сделали русский язык своей профессией. Дядя, брат моего отца, был культурным атташе при постпредстве Грузии в России. У меня очень много родственников жили и живут в России. Надо ли объяснять, что для грузин самые близкие по культуре люди – русские. Даже ближе, чем кавказские соседи. Безусловно, это связано с православием, которое стало основой для культуры наших стран. У меня не было никаких трудностей в общении или понимании с русскими людьми. В 1996 году была возможность остаться в Нью-Йорке и какое-то время там пожить. Это был бы хороший профессиональный опыт. Но я никогда не рассматривала США для жизни. Я обожаю Москву! Признаюсь в любви к этому городу.
А что за история с вашим недавним поступлением в Академию имени Гнесиных?
Я снова студентка, да. В своё время я здесь же получила музыкальное образование. Если честно, то после перенесённого ковида я обнаружила проблемы с памятью. Это сподвигло принять одно из самых лучших решений в моей жизни – получить бизнес-образование. На уровне бытовом мне это пригодится в работе со своим коллективом, менеджером и продюсером которого являюсь много лет. Что касается глобальных, фантазийных планов, то есть желание создать продюсерский центр неформатной музыки из бриллиантовых, чудесных детей, которые являются моими сокурсниками. Всегда есть талантливые музыканты, которым отказывают на радио и ТВ. Эту несправедливость нужно искоренять.