За МКАД нашлись деньги: зачем крупные застройщики идут на региональные рынки
Новостройки подорожали по всей стране, и теперь крупные застройщики могут заработать не только на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, но и в других городах. Что столичные застройщики могут предложить региональным рынкам?
По данным аналитического центра ДОМ.РФ, сразу восемь крупных столичных застройщиков реализуют проекты на периферии. «Крупными» в данном случае названы компании, имеющие в портфеле более 500 000 кв. м жилья, а «столичными» — те, у которых основная часть проектов реализуется в Москве и Санкт-Петербурге с областями. Компании хорошо известны в обеих столицах: ПИК, «Кортрос», «Интеко», ЛСР, Setl Group, ФСК и «Инград». Последний, по сведениям ДОМ.РФ, оказался в списке благодаря одному проекту в Новороссийске.
По данным bnMap.pro, за 10 лет только 17 московских застройщиков реализовали проекты за пределами столичного региона. Четверо ограничились выходом в Санкт-Петербург.
Прочь из Москвы
В 2021 году региональные рынки неожиданно оказались в эпицентре внимания столичных девелоперов. Вице-президент по региональному девелопменту ПИК Алексей Алмазов в интервью «РИА Новости» объявил развитие в регионах стратегией компании: ПИК уже работает в 13 городах, на очереди еще два — Казань и Нижний Новгород, а также ряд городов на Дальнем Востоке.
«Самолет» анонсировал выход на Дальний Восток, купил компанию «СПб Реновация» для закрепления на рынке Петербурга, озвучил планы строительства в Краснодарском крае и Екатеринбурге.
Другие крупные застройщики тоже так или иначе демонстрировали интерес к региональному развитию. «Эталон» отправился покорять Омск и Новосибирск, ФСК увеличил количество проектов в Петербурге, а «Кортрос» — в Екатеринбурге.
Биржевой фактор
Участники рынка назвали несколько разных причин, которые сподвигли крупный столичный девелопмент идти на региональные рынки. Одна из них — желание понравиться инвесторам.
Для публичных компаний диверсифицированный не только по цене предложения, но еще и географии проектов портфель будет положительным фактором при их рейтинговании, полагает генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова. В регионы идут в основном те девелоперские компании, которые являются публичными, а региональная экспансия всегда очень хорошо отражается на стоимости акций, отмечает директор консалтингового агентства GMK Сергей Разуваев.
«Московский рынок не резиновый, поэтому для активно растущих девелоперов, прошедших IPO, выход в регионы неизбежен», — резюмирует руководитель центра новостроек компании «Этажи» Сергей Зайцев.